В годы между первой и второй мировой войной ни Версальско-Вашингтонская система, ни созданная в ее рамках Лига Наций в конечном счете не смогли обеспечить желанной стабильности в Европе. Правда, в течение 20-х гг. особых конфликтов между европейскими государствами не возникало, но это было не столько плодом чьих-либо усилий, сколько следствием того, что большинство стран приходили в себя после изнурительной войны. Однако с установлением тоталитарных режимов в Италии, а затем и в Германии все явственнее обозначались их агрессивные устремления. Фашистские правительства этих стран ставили своей целью дестабилизировать обстановку в Европе и мире, ревизовать Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений, создать "новый порядок". Это неизбежно вело к войне, поскольку у тоталитаризма есть еще одна особенность: он не признает компромиссов и нацелен на победу своей "единственно верной" идеологии повсюду. Так, СССР, где со второй половины 20-х гг. осуществлялась стремительная индустриализация с упором на военную промышленность, оставался вне системы международных контактов. СССР, конечно, принимал участие в работе некоторых международных конференций; к середине 20-х гг. он установил дипломатические отношения со всеми ведущими государствами (лишь СЩА "задержались" с признанием СССР до 1933 г.), а в 1934-1939 гг. входил и в Лигу Наций. Но фактически он неизменно занимал "особую позицию". Советское руководство во главе с И. Сталиным старалось не связывать себя никакими обязательствами с остальными странами, которые, согласно советской терминологии, именовались "капиталистическим окружением". Само слово "окружение" предполагало, что рано или поздно "окруженные" попытаются его прорвать, и это прекрасно понимали правительства европейских и других государств. Последние были также крайне встревожены подрывными действиями леворадикальных сил, руководимых по каналам Коминтерна из Москвы. Некоторые акции Коминтерна приводили в содрогание общественность демократических стран. Так, в апреле 1925 г. болгарскими коммунистами был взорван кафедральный собор в Софии, переполненный по случаю Пасхи. Как заявили коммунисты, это было сделано "для истребления собравшегося в соборе цвета правящей олигархии". И все же в условиях угрозы начала новой "большой" войны большинство европейских государств, включая и СССР, были заинтересованы в наличии системы коллективной безопасности, которая позволила бы встретить возможную агрессию (если уж ее не удастся предотвратить) не в одиночку, а вместе с сильными союзниками. Сложная система межевропейских договоров, возникшая к середине 30-х гг., как раз и преследовала цель обеспечения коллективной безопасности (в частности, СССР заключил договоры о взаимной с Францией и Чехословакией). Но для надежности действия такой системы требовалось строго соблюдать взаимные обязательства, а это, как показал дальнейший опыт, происходило далеко не всегда.
В годы между первой и второй мировой войной ни Версальско-Вашингтонская система, ни созданная в ее рамках Лига Наций в конечном счете не смогли обеспечить желанной стабильности в Европе. Правда, в течение 20-х гг. особых конфликтов между европейскими государствами не возникало, но это было не столько плодом чьих-либо усилий, сколько следствием того, что большинство стран приходили в себя после изнурительной войны.
Однако с установлением тоталитарных режимов в Италии, а затем и в Германии все явственнее обозначались их агрессивные устремления. Фашистские правительства этих стран ставили своей целью дестабилизировать обстановку в Европе и мире, ревизовать Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений, создать "новый порядок". Это неизбежно вело к войне, поскольку у тоталитаризма есть еще одна особенность: он не признает компромиссов и нацелен на победу своей "единственно верной" идеологии повсюду.
Так, СССР, где со второй половины 20-х гг. осуществлялась стремительная индустриализация с упором на военную промышленность, оставался вне системы международных контактов. СССР, конечно, принимал участие в работе некоторых международных конференций; к середине 20-х гг. он установил дипломатические отношения со всеми ведущими государствами (лишь СЩА "задержались" с признанием СССР до 1933 г.), а в 1934-1939 гг. входил и в Лигу Наций. Но фактически он неизменно занимал "особую позицию". Советское руководство во главе с И. Сталиным старалось не связывать себя никакими обязательствами с остальными странами, которые, согласно советской терминологии, именовались "капиталистическим окружением". Само слово "окружение" предполагало, что рано или поздно "окруженные" попытаются его прорвать, и это прекрасно понимали правительства европейских и других государств.
Последние были также крайне встревожены подрывными действиями леворадикальных сил, руководимых по каналам Коминтерна из Москвы. Некоторые акции Коминтерна приводили в содрогание общественность демократических стран. Так, в апреле 1925 г. болгарскими коммунистами был взорван кафедральный собор в Софии, переполненный по случаю Пасхи. Как заявили коммунисты, это было сделано "для истребления собравшегося в соборе цвета правящей олигархии".
И все же в условиях угрозы начала новой "большой" войны большинство европейских государств, включая и СССР, были заинтересованы в наличии системы коллективной безопасности, которая позволила бы встретить возможную агрессию (если уж ее не удастся предотвратить) не в одиночку, а вместе с сильными союзниками. Сложная система межевропейских договоров, возникшая к середине 30-х гг., как раз и преследовала цель обеспечения коллективной безопасности (в частности, СССР заключил договоры о взаимной с Францией и Чехословакией). Но для надежности действия такой системы требовалось строго соблюдать взаимные обязательства, а это, как показал дальнейший опыт, происходило далеко не всегда.