Новоторговый устав 1667, закон о внутренней и внешней торговле России. Составлен при участии А. Л. Ордина-Нащокина и дьяков Г. Дохтурова и Л. Голосова. Состоит из введения, 94 статей основные части и из 7 статей приложения — "Устава торговле" (для иностранцев). Во введении изложены принципы торгово-экономической политики. В Н. у. провозглашались: забота о пополнении государственной казны, поддержка отечественного купечества, устанавливались принципы организации кредита и т.д. В Н. у. были детализированы правила внутренней торговли, основанные на торговом уставе 1653. Организация торговли и таможенной службы изымалась из ведения воевод. Подробно рассматривались вопросы о сроках и порядке уплаты пошлин, их размерах и т.д. Многие статьи были посвящены регламентации торговли иностранцев. Их торг ограничивался местом (пограничными городами), временем (сроком ярмарок), перечнем товаров. Им запрещались розничная торговля и торг между собой. Большинству иностранных купцов было запрещено торговать во внутренних городах России. В Н. у. высказана идея об организации единого "купецкого приказа". Нормы Н. у. действовали с коррективами и в Сибири. Н. у. с некоторыми дополнениями действовал до середины 50-х гг. 18 в., когда был заменен Таможенным уставом 1755.
Лит.: Чистякова Е. В., Новоторговый устав 1667 г., в сборнике: Археографический ежегодник за 1957 г., М., 1958.
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему. Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Таким образом, христианизация формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
Новоторговый устав 1667, закон о внутренней и внешней торговле России. Составлен при участии А. Л. Ордина-Нащокина и дьяков Г. Дохтурова и Л. Голосова. Состоит из введения, 94 статей основные части и из 7 статей приложения — "Устава торговле" (для иностранцев). Во введении изложены принципы торгово-экономической политики. В Н. у. провозглашались: забота о пополнении государственной казны, поддержка отечественного купечества, устанавливались принципы организации кредита и т.д. В Н. у. были детализированы правила внутренней торговли, основанные на торговом уставе 1653. Организация торговли и таможенной службы изымалась из ведения воевод. Подробно рассматривались вопросы о сроках и порядке уплаты пошлин, их размерах и т.д. Многие статьи были посвящены регламентации торговли иностранцев. Их торг ограничивался местом (пограничными городами), временем (сроком ярмарок), перечнем товаров. Им запрещались розничная торговля и торг между собой. Большинству иностранных купцов было запрещено торговать во внутренних городах России. В Н. у. высказана идея об организации единого "купецкого приказа". Нормы Н. у. действовали с коррективами и в Сибири. Н. у. с некоторыми дополнениями действовал до середины 50-х гг. 18 в., когда был заменен Таможенным уставом 1755.
Лит.: Чистякова Е. В., Новоторговый устав 1667 г., в сборнике: Археографический ежегодник за 1957 г., М., 1958.
Е. В. Чистякова.