Нужен краткий ответ. 1. какая роль православной церкви в россии 13-15 века. 2. в чём заключалась ордынское иго и какие обязанности оно накладывало на русь? 3. какие методы увеличения власти использовали московские князья для объединения земель? 4. какие факторы победе над ордой в 1480 г. 5. почему александр невский по отношению к орде и крестоносцам проводил разную политику, в чём она заключалась? 6. какие противоречия возникли в церкви к началу 16 века? как отнеслась к ним власть? 7. почему и как государство в 15-16 веке вмешивалось в отношения крестьян и помещиков? 8. можно ли считать ивана грозного реформатором ? какие цели он ставил перед страной? 9. какова крупнейшие неудачи и преступления ивана грозного? 10. опишите государственное устройство россии при иване iii 11. характеризуйте любого государственного деятеля эпохи централизации 12. какие опасности подстерегали московское 13. какие альтернативе москве как столице существовали в 14-15 веках. 14. почему произошла и какое значение имела битва на куликовом поле.
Татаро-монголы были веротерпимы, не притесняли православную церковь (за время ига кол-во монастырей увеличилось в 2 раза). Следуя заповедям Ясы Чингисхана предшественники Менгу-Темира не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи. Теперь же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов их семей. Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии. Чтобы усилить действие хартии, в ней было помещено имя Чингисхана. В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за хана и его семью, за его наследников. Таким образом, была заложена основа церковного богатства, и с этой точки зрения, ярлык явился удачным внешнеполитическим шагом, поскольку обеспечивал, по крайней мере, до определенной степени, лояльность к монгольским ханам наиболее образованной социальной группы на Руси, которая пользовалась большим авторитетом среди народа.
Уровень процветания, достигнутый русской православной церковью к концу первого века монгольского владычества, чрезвычайно ее в духовной деятельности.
К 1380 году ситуация круто изменилась : большинство духовенства перестало поддерживать хана. Теперь уже церковь не призывала к смирению и терпимости по отношению к монгольским завоевателям, а чуть ли не объявляет священную войну им, благословляя князей на дела ратные во имя отечества. Но и у монголов изменилось отношение к русским священникам.
Народы во время феодальной раздробленности объединяла общая вера, церковь объединению русских земель. Кафедра митрополита была перенесена в Москву – центр объединения русских земель.
Василий II отказался принять унию об объединении православной и католической церквей под властью Папы, заключенную во Флоренции в 1439г. митрополитом Руси греком Исидором под предлогом византийской империи от завоевания османами. Исидор был низложен, на его место избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого поддержал Василий II. – усиление церкви, обретение ею самостоятельноси.