Преобразования, охватившие хозяйственную жизнь страны и социальные отношения в ней, а также государственное устройство, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения. Бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; на строительстве крепостей, каналов и мануфактур нужны были люди с техническими знаниями. Все это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения. В первый период преобразований был открыт ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище) . На втором этапе в действие были введены так называемые «цифирные школы» для подготовки местных чиновников и гарнизонные школы для обучения солдатских детей. «Обмирщение» школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой образования в петровское время. Одновременно с реформой образования бурное развитие получило издательское дело. Был введен новый гражданский шрифт, стала выходить первая русская газета, появились учебники. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей. В отличие от литературы XVII в. , проникнутой сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания. Чисто светский сюжет, близкий к запросам современности, пронизывает литературные произведения той эпохи. Подводя итоги преобразовательной деятельности Петра I, следует подчеркнуть, что в это время фактически происходит революция сверху, которая определила ход русской истории примерно на полтора века вперед. Петровская эпоха – это время достижений в политической и экономической сферах, воинских побед, усиления национального самосознания, победы светского начала в культуре, время включения России в общеевропейскую семью народов. С другой стороны, петровские реформы – это развитие тоталитарного государства, время роста бюрократической системы всеобщего контроля. Отметим, что ядро российской жизни, внутренняя суть российского общества осталась прежней – феодальной. Петр I брал у Запада и безжалостно внедрял в России лишь внешние проявления европейской цивилизации. Именно здесь заключается главный парадокс российского реформаторства. Стараясь одной рукой «подтянуть» Россию до западноевропейского уровня, он другой рукой закладывал основы еще большего отставания страны от Запада в будущем. Петр I ставил и решал задачи большого политического и общенационального характера, но на крепостнической основе и крепостническими методами. Оформление абсолютизма завершилось появлением нового титула у русского монарха: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.
Эти два типа правительства дифференцируются на основе таких факторов, как определение, идеологии, характеристики, структура и т. д.
Широко используемое определение самодержавия, как типа правительства, в котором один человек имеет неограниченные полномочия, тогда как абсолютная монархия определяется как монархическая форма правления, в которой монарх обладает абсолютной властью среди своих людей.
Самодержавие и абсолютная монархия могут сильно различаться в своих принципах или быть такими государственными формами, которые происходят друг от друга.
Сравнивая характеристики самодержавие против абсолютной монархии, важно учитывать преимущества и недостатки обоих типов правительств: повышает безопасность, ускоряет процесс для системы, ограничение мощности средств массовой информации, более сильные военные - это преимущества самодержавия, в то время как преимущества абсолютной монархии - это быстро принятые решения, упрощение процесса принятия законов, контроль над властью и принятием решений, более быстрое и эффективное принятие решений.
В самодержавии правило большинства не применяется. Хотя в абсолютной монархии правило большинства отсутствует. Правило преемственности, применяемое в самодержавии - это наследие трона и выборность; , а в абсолютной монархии только наследие. Парламент в обеих формах отсутствует.
В первый период преобразований был открыт ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище) . На втором этапе в действие были введены так называемые «цифирные школы» для подготовки местных чиновников и гарнизонные школы для обучения солдатских детей. «Обмирщение» школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой образования в петровское время.
Одновременно с реформой образования бурное развитие получило издательское дело. Был введен новый гражданский шрифт, стала выходить первая русская газета, появились учебники.
Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей.
В отличие от литературы XVII в. , проникнутой сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания. Чисто светский сюжет, близкий к запросам современности, пронизывает литературные произведения той эпохи.
Подводя итоги преобразовательной деятельности Петра I, следует подчеркнуть, что в это время фактически происходит революция сверху, которая определила ход русской истории примерно на полтора века вперед. Петровская эпоха – это время достижений в политической и экономической сферах, воинских побед, усиления национального самосознания, победы светского начала в культуре, время включения России в общеевропейскую семью народов. С другой стороны, петровские реформы – это развитие тоталитарного государства, время роста бюрократической системы всеобщего контроля.
Отметим, что ядро российской жизни, внутренняя суть российского общества осталась прежней – феодальной. Петр I брал у Запада и безжалостно внедрял в России лишь внешние проявления европейской цивилизации. Именно здесь заключается главный парадокс российского реформаторства. Стараясь одной рукой «подтянуть» Россию до западноевропейского уровня, он другой рукой закладывал основы еще большего отставания страны от Запада в будущем. Петр I ставил и решал задачи большого политического и общенационального характера, но на крепостнической основе и крепостническими методами. Оформление абсолютизма завершилось появлением нового титула у русского монарха: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.
Эти два типа правительства дифференцируются на основе таких факторов, как определение, идеологии, характеристики, структура и т. д.
Широко используемое определение самодержавия, как типа правительства, в котором один человек имеет неограниченные полномочия, тогда как абсолютная монархия определяется как монархическая форма правления, в которой монарх обладает абсолютной властью среди своих людей.
Самодержавие и абсолютная монархия могут сильно различаться в своих принципах или быть такими государственными формами, которые происходят друг от друга.
Сравнивая характеристики самодержавие против абсолютной монархии, важно учитывать преимущества и недостатки обоих типов правительств: повышает безопасность, ускоряет процесс для системы, ограничение мощности средств массовой информации, более сильные военные - это преимущества самодержавия, в то время как преимущества абсолютной монархии - это быстро принятые решения, упрощение процесса принятия законов, контроль над властью и принятием решений, более быстрое и эффективное принятие решений.
В самодержавии правило большинства не применяется. Хотя в абсолютной монархии правило большинства отсутствует. Правило преемственности, применяемое в самодержавии - это наследие трона и выборность; , а в абсолютной монархии только наследие. Парламент в обеих формах отсутствует.