ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1723 ГОДА - соглашение о российской военной Персии.
Заключён после окончания Персидского похода 1722-1723 годов. Подписан 12(23) сентября с российской стороны императором Петром I, с персидской - великким и полномочным послом Исмаил-беком.
Состоял из преамбулы и 5 статей. Провозглашал «добрую и постоянную» дружбу между государствами; предусматривал в случае вражеского нападения на одну из сторон оказание помощи союзником.Обязывал Россию способствовать утверждению на персидском престоле шаха Тахмаспа II, боровшегося с восставшими против центральной власти племенными объединениями пуштунов, главным образом гильзаями. Передавал России в обмен на военную поддержку прикаспийские владения Персии - города Баку и Дербент с прилегающими к ним территориями, а также провинции Гилян, Мазендеран и Астрабад. Вводил ряд льгот для российской армии на время военных действий в Персии (бесплатное обеспечение верблюдами, верхнюю границу стоимости лошадей, твёрдые цены на хлеб, мясо и соль). Устанавливал свободу торговли и передвижения для купцов обеих стран.
Территориальные приобретения России признаны Османской империей в русско-турецким Константинопольском договоре 1724 года, однако возвращены Персии по Рештскому трактату 1732 года и Гянджинскому трактату 1735 года.
До конца XVI в. было напечатано 20 книг церковно-религиозного содержания. Появление книгопечатания в России имело огромное культурное значение, но ведущее место в XVI и XVII вв. по-прежнему занимала рукописная книга.
Никоновская летопись показывала историю Московского царства как мировой державы, а Ивана IV - достойным преемником римских и византийских императоров. Один из списков Никоновской летописи содержал 16 тыс. миниатюр, цветных иллюстраций, за что и получил название Лицевого свода (лицо - изображение). Но в XVI в. летописание начинает уходить на второй план, его вытесняют произведения на историческую тему. В частности в самом начале царствования Ивана IV в 50-х гг. был написан "Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича". В нем были описаны события с 1534 по 1553 гг. и содержалась идея необходимости установления царской власти на Руси. Одним из замечательных памятников русской исторической литературы XVI в. стала "Книга степенная царского родословия", которую в 1563 г. составил духовник царя Андрей при участии митрополита Макария. Книга представляет собой выборку из летописей от Рюрика до 1559 г., представляющей историю Руси в форме 17 княжеских житий, каждое из которых как бы "степень" (ступень) восходящей на небо лестницы, подобной тем, которые являлись в видениях святому Иоанну Лествичнику, державшему лестницу на небо. Составитель проповедовал божественность царской власти и московского царя изобразил как единственного законного наследника киевских князей, происхождение которых велось от римского императора Августа. В "Степенной книге" были представлены жизнеописания только тех князей, которые являлись прямыми предками Ивана IV.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1723 ГОДА - соглашение о российской военной Персии.
Заключён после окончания Персидского похода 1722-1723 годов. Подписан 12(23) сентября с российской стороны императором Петром I, с персидской - великким и полномочным послом Исмаил-беком.
Состоял из преамбулы и 5 статей. Провозглашал «добрую и постоянную» дружбу между государствами; предусматривал в случае вражеского нападения на одну из сторон оказание помощи союзником.Обязывал Россию способствовать утверждению на персидском престоле шаха Тахмаспа II, боровшегося с восставшими против центральной власти племенными объединениями пуштунов, главным образом гильзаями. Передавал России в обмен на военную поддержку прикаспийские владения Персии - города Баку и Дербент с прилегающими к ним территориями, а также провинции Гилян, Мазендеран и Астрабад. Вводил ряд льгот для российской армии на время военных действий в Персии (бесплатное обеспечение верблюдами, верхнюю границу стоимости лошадей, твёрдые цены на хлеб, мясо и соль). Устанавливал свободу торговли и передвижения для купцов обеих стран.
Территориальные приобретения России признаны Османской империей в русско-турецким Константинопольском договоре 1724 года, однако возвращены Персии по Рештскому трактату 1732 года и Гянджинскому трактату 1735 года.
До конца XVI в. было напечатано 20 книг церковно-религиозного содержания. Появление книгопечатания в России имело огромное культурное значение, но ведущее место в XVI и XVII вв. по-прежнему занимала рукописная книга.
Никоновская летопись показывала историю Московского царства как мировой державы, а Ивана IV - достойным преемником римских и византийских императоров. Один из списков Никоновской летописи содержал 16 тыс. миниатюр, цветных иллюстраций, за что и получил название Лицевого свода (лицо - изображение).
Но в XVI в. летописание начинает уходить на второй план, его вытесняют произведения на историческую тему. В частности в самом начале царствования Ивана IV в 50-х гг. был написан "Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича". В нем были описаны события с 1534 по 1553 гг. и содержалась идея необходимости установления царской власти на Руси.
Одним из замечательных памятников русской исторической литературы XVI в. стала "Книга степенная царского родословия", которую в 1563 г. составил духовник царя Андрей при участии митрополита Макария. Книга представляет собой выборку из летописей от Рюрика до 1559 г., представляющей историю Руси в форме 17 княжеских житий, каждое из которых как бы "степень" (ступень) восходящей на небо лестницы, подобной тем, которые являлись в видениях святому Иоанну Лествичнику, державшему лестницу на небо. Составитель проповедовал божественность царской власти и московского царя изобразил как единственного законного наследника киевских князей, происхождение которых велось от римского императора Августа. В "Степенной книге" были представлены жизнеописания только тех князей, которые являлись прямыми предками Ивана IV.