1565-1572 г. — период опричнины во время правления Ивана IV.
Термин «опричнина» имеет несколько значений. Первое значение: «опричнина» — часть государственной политики в 1565-1572 гг., состоявшая в конфискации имущества в пользу государства, государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Второе значение: «опричнина» — часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора. Кроме того, «опричниной» в России назывался земельный удел, выделявшийся княжеской вдове при разделе имущества мужа.
3 февраля 1565 г. был принят царский указ, в соответствии с которым территория страны была разделена на «опричнину» и «земщину». В «опричнину» были назначены около 20 городов с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в «опричнину». В «опричнине» была создана своя боярская дума, приказы, опричное войско. Опричникам были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание «опричнины»; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его Боярской думе и во главе управления поставил князя И. Д. Вельского и князя И. Ф. Мстиславского, причем с большими делами им следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к царю.
Наиболее заметным мероприятием и опричной политики стал террор. Летом 1568 г. конюший И. П. Федоров был обвинен в том, что якобы с своих слуг собирался свергнуть царя.
Федоров и 30 человек, признанные его сообщниками, были казнены. В 1569 г. умер двоюродный брат царя князь В. А. Старицкий (предположительно, по приказу царя выпивший отравленное вино). В декабре 1569 г. Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, осудившего опричнину. В конце 1569 — начале 1570 г. состоялся поход опричного войска на Новгород и Псков, сопровождавшийся многочисленными казнями. В июле 1570 г. в Москве были казнены опричники отец и сын Басмановы, князь А. И. Вяземский, а также видный руководитель земщины — И. М. Висковатый и еще 200 человек. В 1571 г. во время набега крымского хана Девлет-Гирея опричное войско показало полную небое и царь в 1572 г. отменил опричнину.
Среди историков нет единства по вопросу о причинах введения опричнины. Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров,
Д. И. Иловайский отрицали в опричнине всякий политический смысл, считали ее следствием психического расстройства Ивана IV. С. М. Соловьев называл причиной опричнины борьбу за утверждение новых государственных начал против старых родовых. С. Ф. Платонов считал, что опричнина была вызвана необходимостью уменьшения власти и влияния бояр. А. Л. Хорошкевич считает, что опричнина проводилась с целью подавить недовольство непопулярной Ливонской войной. Опричнина привела к ликвидации пережитков удельной системы, установлению режима абсолютной власти царя. В сочетании с Ливонской войной опричнина привела к хозяйственному упадку и ускорила начало процесса государственного закрепощения крестьян
Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы турецкими красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турков эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода — все это постепенно уменьшило тюркский элемент и нарастанию элементов чуждых. Поэтому среди турков мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой растительностью на лице. Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды. В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт курдского типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более темноватым цветом лица и менее удлиненными очертаниями лица, арабского по северной границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Северной Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным. Что касается Европейской Турции, то даже Стамбул представляет смесь самых различных типов переднеазиатских, кавказских и греко-славянских, смесь, кажущаяся однородной исключительно только благодаря однообразному покрою одежды, головному убору, бритой голове, нестриженой бороде и так далее. Измерения Вейсбаха и Ивановского над ста черепами из разных мест Европейской Турции дали подавляющее большинство долихоцефалий, остальные с показателями 80—81 (субрахицефалия). У 143 турков, измеренных Елисеевым в Малой Азии, рост оказался в среднем 1 метр67 сантиметра, а головной указатель 84, причем брахицефалов и суббрахицефалов 60% (преимущественно среди кочевников) долихоцефалов и субдолихоцефалов только 20% (среди городского населения).
Термин «опричнина» имеет несколько значений. Первое значение: «опричнина» — часть государственной политики в 1565-1572 гг., состоявшая в конфискации имущества в пользу государства, государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Второе значение: «опричнина» — часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора. Кроме того, «опричниной» в России назывался земельный удел, выделявшийся княжеской вдове при разделе имущества мужа.
3 февраля 1565 г. был принят царский указ, в соответствии с которым территория страны была разделена на «опричнину» и «земщину». В «опричнину» были назначены около 20 городов с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в «опричнину». В «опричнине» была создана своя боярская дума, приказы, опричное войско. Опричникам были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание «опричнины»; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его Боярской думе и во главе управления поставил князя И. Д. Вельского и князя И. Ф. Мстиславского, причем с большими делами им следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к царю.
Наиболее заметным мероприятием и опричной политики стал террор. Летом 1568 г. конюший И. П. Федоров был обвинен в том, что якобы с своих слуг собирался свергнуть царя.
Федоров и 30 человек, признанные его сообщниками, были казнены. В 1569 г. умер двоюродный брат царя князь В. А. Старицкий (предположительно, по приказу царя выпивший отравленное вино). В декабре 1569 г. Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, осудившего опричнину. В конце 1569 — начале 1570 г. состоялся поход опричного войска на Новгород и Псков, сопровождавшийся многочисленными казнями. В июле 1570 г. в Москве были казнены опричники отец и сын Басмановы, князь А. И. Вяземский, а также видный руководитель земщины — И. М. Висковатый и еще 200 человек. В 1571 г. во время набега крымского хана Девлет-Гирея опричное войско показало полную небое и царь в 1572 г. отменил опричнину.
Среди историков нет единства по вопросу о причинах введения опричнины. Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров,
Д. И. Иловайский отрицали в опричнине всякий политический смысл, считали ее следствием психического расстройства Ивана IV. С. М. Соловьев называл причиной опричнины борьбу за утверждение новых государственных начал против старых родовых. С. Ф. Платонов считал, что опричнина была вызвана необходимостью уменьшения власти и влияния бояр. А. Л. Хорошкевич считает, что опричнина проводилась с целью подавить недовольство непопулярной Ливонской войной. Опричнина привела к ликвидации пережитков удельной системы, установлению режима абсолютной власти царя. В сочетании с Ливонской войной опричнина привела к хозяйственному упадку и ускорила начало процесса государственного закрепощения крестьян
Источник: https://geographyofrussia.com/turki-osmanskie/