Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания. Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы. Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.). Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет, начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши - Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару. В 1472 г. Шайбани заключает союз с Муса мырзой, правителем Мангытского Йурта, получил военную тимуридов и начал новый поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса мырзе сопутствовал успех. Муса обещал даже провозгласить Мухаммеда ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Союзникам удалось взять Сыгнак, но на этом их успех закончился. Из Западного Жетысу на казахским отрядам прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка -сына Керея. Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских горах. Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а несостоявшийся хан бежал в Мангастау. Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины То-была, Есиля и Ертиса входили в состав Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами. Борьба за сырдарьинские города. Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. Со смертью Муса мырзы большая часть ногайцев присоединилась к Казахскому ханству и его территория вышла на западе к Едилю.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома
и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.
Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.
На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).
Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Борьба за сырдарьинские города. Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. Со смертью Муса мырзы большая часть ногайцев присоединилась к Казахскому ханству и его территория вышла на западе к Едилю.