Важнейшую роль в этом сыграло христианство. Если для античности был характерен политеизм, то в Средние века царило представление о Боге как начале всего сущего. В новом миропорядке на смену героям пришли святые, остались в жертвоприношения. Первые философы Средневековья - богословы. В частности, речь идет об Августине Блаженном и Фоме Аквинском. Особенно сильное влияние на европейскую культуру оказал последний. Он не отказался полностью от античного наследия, объединив в своих трудах христианство с идеями Аристотеля. Роль монастырей в сохранении памятников Античности На протяжении долгого времени монастыри были центрами образования и культуры. В их стенах хранились и изучались античные рукописи. Идеи древнегреческих и древнеримских философов осмыслялись в контексте теоцентрического мышления. Римско-католической церкви удалось сохранять господство в Западной Европе в течение нескольких веков. Пик ее могущества пришелся на XII и XIII столетия. Он сменился спадом из-за нежелания королей во всем подчиняться религиозным деятелям. Важнейшая заслуга церкви - сохранение латинского языка. В эпоху Средневековья появилось понятие христианизированной латыни. На ней писались богослужебные тексты - молитвы, гимны, песнопения. В конце четвертого столетия святой Иероним выполнил перевод Библии на латинский язык. Впоследствии участники Тридентского собора постановили считать перевод равноценным оригиналу. "Индекс запрещенных книг" В XVI веке начал составляться и издаваться "Индекс запрещенных книг". Попали туда и труды античных авторов. В частности, церковникам пришлись не по нраву произведения Гомера и Аристофана. Зато разрешалось читать тех, чьи книги содержали полезные знания и идеи. Среди одобренных церковью оказались: - Тацит; - Тит Ливий; - Вергилий; - Саллюстий. Театр в Средневековье Одно из главных достижений Античности в области искусства - театр. В раннем Средневековье привычные для древних греков и римлян формы представлений были практически полностью забыты. К тому же, во время захвата варварами Рима сгорели многие рукописи трагедий и комедий. Своеобразными хранителями театрального искусства стали мимы и жонглеры, не слишком любимые церковью. Постепенно религиозные деятели начали осознавать силу театра. Так на свет появились мистерии. Вот только к античным спектаклям они имели весьма опосредованное отношение. Повышенным интересом к великому наследию древних греков и римлян отличается эпоха Ренессанса. Талантливейшие люди Возрождения в своем творчестве опирались на античное искусство, занимались изучением древнегреческого языка и классической латыни.
«Оттоновское Возрождение» — краткий период (в конце Х в. ) подъёма культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся учёный монах Герберт (950—1003) — человек незнатного происхождения, один из образованнейших людей эпохи: философ, математик, музыкант, астроном. Он оставил ряд математических, философских, литературных и исторических сочинений, был учителем Оттона III, архиепископом; в 999 г. император возвёл Герберта на папский престол под именем Сильвестра II (999—1003). Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причём его могли получить и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей учёностью. Наиболее известной поэтессой была Хросвита Гандерсгеймская (вторая половина X века) . При Оттоне II, женатом на византийской принцессе Феофано, усилилось греческое влияние. Особую пышность и утончённость приобрёл быт двора и феодалов. Для «Оттоновского Возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау.
Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.) . Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия» , которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др. В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.) . Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы.
Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причём его могли получить и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей учёностью. Наиболее известной поэтессой была Хросвита Гандерсгеймская (вторая половина X века) . При Оттоне II, женатом на византийской принцессе Феофано, усилилось греческое влияние. Особую пышность и утончённость приобрёл быт двора и феодалов. Для «Оттоновского Возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау.
Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.) . Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия» , которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др. В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.) . Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы.