Община не давала упасть слабым, поддерживала порядок (в масштабах России порой была единственным организующим началом), благотворно влияла на нравственность (мнение мира было важно, все на виду). Действительно, община тормозила проникновение капитализма в деревню, насаждала уравниловку, не давала развернуться сильным и крепким хозяевам. Действительно, община успешно использовала вековой опыт земледелия («Все ученые агрономы практике у нас учатся, а не мы у них», — заявил тамбовский крестьянин Рябов в Первой Государственной думе), но и сдерживала внедрение новых методов ведения сельского хозяйства, упрямо держась традиции, предпочитая делать все по старинке, как отцы и деды учили. Ее достоинства были продолжением ее недостатков .
Другое дело, что в том виде, как она была, со всеми сильными и слабыми сторонами, она устраивала крестьянство и соответствовала его представлениям о жизни. Она могла не нравиться представителям государственной власти, интеллигентам, реформаторам, промышленникам и т. д. Но для крестьянина ее существование обеспечивало хоть какую-то стабильность в бурном мире второй половины XIX — начала XX в.
Своеобразный эксперимент на выживаемость общины , продемонстрировавший ее смысл, назначение и роль в крестьянской жизни и развитии экономики, был проведен в начале XX в. Результаты этого своеобразного эксперимента не были получены полностью. Однако то, что было осуществлено, позволяет сделать интересные выводы.
Речь идет о так называемой столыпинской реформе. П. А. Столыпин (1862–1911), председатель Совета министров, лучше всего выразил свою идею во время выступления в Государственной думе 5 декабря 1908 г. Он делал ставку не на «пьяных и слабых», а на «разумных и сильных». Он заявлял, что «нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету». А для этого прежде всего надо «избавить его от кабалы отживающего общинного строя» (Сидоровнин, 2002: 275–276).
Таким образом, правительством был взят курс на разрушение общины и одновременно того главного принципа, которым она жила, — общественной справедливости. Реформа (начата в 1906 г., закон принят в 1910 г.) стимулировала выход из общины , не только разрешая, но и поощряя выселение на хутора и отруба. Вышедший из общины хозяин мог теперь самостоятельно принимать все решения, сам определять сроки работ, имел возможность применять любую технику, расширять посевные площади. С другой стороны, недостатком подобного рода независимости являлось отсутствие сложившейся инфраструктуры соседей, более того, нередко между общинниками и самостоятельными хозяевами («выскочками», по мнению крестьян) разгоралась настоящая вражда. К тому же сделать все это: выселиться, обзавестись техникой, расширить посевные площади, нанять работников для их обработки — могли только зажиточные крестьяне. Община теряла крепких богатых хозяев, обескровливалась, лишалась определенного равновесия хозяйственных сил.
Итоги реформы подвести непросто: цифры крайне противоречивы. В советское время, как правило, писали о ее полном провале, чтобы показать, что мирного пути развития России , через реформы, не было, единственный выход — революция (см.: Ковальченко, 1991). Историки-эмигранты как раз наоборот делали упор на ее успехи, доказывая, что альтернатива революции в стране была (Пушкарев, 2001: 421–422). Отсюда и противоречивость статистических данных.
В конце 1920-х гг. в различных газетах шли дискуссии на тему: « Община — это хорошо или плохо для крестьянина?». Очевидно, что дело шло к концу, и газеты готовили почву к расставанию с общиной. Голоса, правда, разделились, единодушия не было. Но это письма из газетных архивов, информация на страницы газет попадала после тщательного отбора. Вот подлинные голоса крестьян, с сохранением орфографии оригиналов.
Прибыл я в новый город Питербурх, что царем нашим на море Балтийском построен и на голландский образец поименован. Смотреть в городе этом пока не на что, пусть государь наш и говорит, что теперь столица государства русского здесь будет, но где же этому болоту сравниться с золотой Москвой, где бывал я лет пять тому назад? Разве что корабельных верфей таких, как в Питербурхе, не видал я прежде.
Всех приглашенных дворян созвали на ужин, который зовется, опять же по-заморскому, ассамблеей. Было там много чудного, чего не видал я прежде. Жалею, что не взял тебя с собой, потому как всем женам и дочерям дворянским пошили немецкие платья с шлёпами, а ты же хотела такое и просила меня. Мне ж кафтан выдали, говорят - французский, под названием жестокюр, или жустокор, я не запомнил, как именно, и шляпу треугольную. Давали напиток чёрный, африканский, а может быть, арапский, называется кофий. Напиток этот горький настолько, что пальцы на ногах мои в кулачки свернулись, но он вливает бодрость, после него хочется бежать и плясать.
Перед посещением сей ассамблеи всем нам велено было посетить цирюльника. Государь наш сам бороду сбрил и другим с бородой ходить не велит, одни лишь усы оставить разрешает. Поэтому, когда приеду я в поместье наше деревенское, ты не удивляйся, я латинскую веру не принял - теперь и православным без бороды ходить велено. Другие возмущались, а мне даже и приятно - борода все же чешется, и капуста в ней застревает, и без неё удобнее.
Приеду скоро, смотря, будут ли лошади на ямских подставах, и не размокнут ли дороги. На следующую ассамблею и тебя возьму обязательно.
Достоинства и недостатки крестьянских общин
Община не давала упасть слабым, поддерживала порядок (в масштабах России порой была единственным организующим началом), благотворно влияла на нравственность (мнение мира было важно, все на виду). Действительно, община тормозила проникновение капитализма в деревню, насаждала уравниловку, не давала развернуться сильным и крепким хозяевам. Действительно, община успешно использовала вековой опыт земледелия («Все ученые агрономы практике у нас учатся, а не мы у них», — заявил тамбовский крестьянин Рябов в Первой Государственной думе), но и сдерживала внедрение новых методов ведения сельского хозяйства, упрямо держась традиции, предпочитая делать все по старинке, как отцы и деды учили. Ее достоинства были продолжением ее недостатков .
Другое дело, что в том виде, как она была, со всеми сильными и слабыми сторонами, она устраивала крестьянство и соответствовала его представлениям о жизни. Она могла не нравиться представителям государственной власти, интеллигентам, реформаторам, промышленникам и т. д. Но для крестьянина ее существование обеспечивало хоть какую-то стабильность в бурном мире второй половины XIX — начала XX в.
Своеобразный эксперимент на выживаемость общины , продемонстрировавший ее смысл, назначение и роль в крестьянской жизни и развитии экономики, был проведен в начале XX в. Результаты этого своеобразного эксперимента не были получены полностью. Однако то, что было осуществлено, позволяет сделать интересные выводы.
Речь идет о так называемой столыпинской реформе. П. А. Столыпин (1862–1911), председатель Совета министров, лучше всего выразил свою идею во время выступления в Государственной думе 5 декабря 1908 г. Он делал ставку не на «пьяных и слабых», а на «разумных и сильных». Он заявлял, что «нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету». А для этого прежде всего надо «избавить его от кабалы отживающего общинного строя» (Сидоровнин, 2002: 275–276).
Таким образом, правительством был взят курс на разрушение общины и одновременно того главного принципа, которым она жила, — общественной справедливости. Реформа (начата в 1906 г., закон принят в 1910 г.) стимулировала выход из общины , не только разрешая, но и поощряя выселение на хутора и отруба. Вышедший из общины хозяин мог теперь самостоятельно принимать все решения, сам определять сроки работ, имел возможность применять любую технику, расширять посевные площади. С другой стороны, недостатком подобного рода независимости являлось отсутствие сложившейся инфраструктуры соседей, более того, нередко между общинниками и самостоятельными хозяевами («выскочками», по мнению крестьян) разгоралась настоящая вражда. К тому же сделать все это: выселиться, обзавестись техникой, расширить посевные площади, нанять работников для их обработки — могли только зажиточные крестьяне. Община теряла крепких богатых хозяев, обескровливалась, лишалась определенного равновесия хозяйственных сил.
Итоги реформы подвести непросто: цифры крайне противоречивы. В советское время, как правило, писали о ее полном провале, чтобы показать, что мирного пути развития России , через реформы, не было, единственный выход — революция (см.: Ковальченко, 1991). Историки-эмигранты как раз наоборот делали упор на ее успехи, доказывая, что альтернатива революции в стране была (Пушкарев, 2001: 421–422). Отсюда и противоречивость статистических данных.
В конце 1920-х гг. в различных газетах шли дискуссии на тему: « Община — это хорошо или плохо для крестьянина?». Очевидно, что дело шло к концу, и газеты готовили почву к расставанию с общиной. Голоса, правда, разделились, единодушия не было. Но это письма из газетных архивов, информация на страницы газет попадала после тщательного отбора. Вот подлинные голоса крестьян, с сохранением орфографии оригиналов.
Сократи некоторые вещи которые не особо важны
Здравствуй, моя любезная Марфа Ильинична!
Прибыл я в новый город Питербурх, что царем нашим на море Балтийском построен и на голландский образец поименован. Смотреть в городе этом пока не на что, пусть государь наш и говорит, что теперь столица государства русского здесь будет, но где же этому болоту сравниться с золотой Москвой, где бывал я лет пять тому назад? Разве что корабельных верфей таких, как в Питербурхе, не видал я прежде.
Всех приглашенных дворян созвали на ужин, который зовется, опять же по-заморскому, ассамблеей. Было там много чудного, чего не видал я прежде. Жалею, что не взял тебя с собой, потому как всем женам и дочерям дворянским пошили немецкие платья с шлёпами, а ты же хотела такое и просила меня. Мне ж кафтан выдали, говорят - французский, под названием жестокюр, или жустокор, я не запомнил, как именно, и шляпу треугольную. Давали напиток чёрный, африканский, а может быть, арапский, называется кофий. Напиток этот горький настолько, что пальцы на ногах мои в кулачки свернулись, но он вливает бодрость, после него хочется бежать и плясать.
Перед посещением сей ассамблеи всем нам велено было посетить цирюльника. Государь наш сам бороду сбрил и другим с бородой ходить не велит, одни лишь усы оставить разрешает. Поэтому, когда приеду я в поместье наше деревенское, ты не удивляйся, я латинскую веру не принял - теперь и православным без бороды ходить велено. Другие возмущались, а мне даже и приятно - борода все же чешется, и капуста в ней застревает, и без неё удобнее.
Приеду скоро, смотря, будут ли лошади на ямских подставах, и не размокнут ли дороги. На следующую ассамблею и тебя возьму обязательно.
Твой любящий муж,
Прохор Алексеевич Заславский