В Преображенском Пётр I всей душой отдался любимому делу — «воинской потехе». Очень скоро забава приняла нешуточный размах: обучались и стреляли всерьёз, под присмотром иностранных офицеров. Наравне со всеми постигал нелёгкую воинскую науку и молодой царь. Постепенно петровское потешное войско превратилось в реальную силу: из его солдат были сформированы Семёновский и Преображенский полки. Со временем они станут первыми в России элитарными гвардейскими полками. Огромное влияние на молодого царя оказало раннее знакомство с иноземцами из Немецкой слободы. Это был осколок Европы, заброшенный на берега Яузы. Большинство жителей слободы были военными. Но немало было здесь людей иных профессий — лекари, аптекари, часовщики, золотых и серебряных дел мастера, торговцы и т. д. Царь зачастил в Немецкую слободу, найдя там старшего друга и советчика в делах — весёлого швейцарца Франца Лефорта. Впечатления, полученные от общения с иноземцами, дали Петру обильную пищу для размышлений о русских и европейских порядках, И склонялся он отнюдь не в сторону русских обычаев.
В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйстваНа рубеже XIX—XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и при к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в
Огромное влияние на молодого царя оказало раннее знакомство с иноземцами из Немецкой слободы. Это был осколок Европы, заброшенный на берега Яузы. Большинство жителей слободы были военными. Но немало было здесь людей иных профессий — лекари, аптекари, часовщики, золотых и серебряных дел мастера, торговцы и т. д. Царь зачастил в Немецкую слободу, найдя там старшего друга и советчика в делах — весёлого швейцарца Франца Лефорта. Впечатления, полученные от общения с иноземцами, дали Петру обильную пищу для размышлений о русских и европейских порядках, И склонялся он отнюдь не в сторону русских обычаев.