Нужно соотнести причину и ее следствие
Причины:
Нехватка рабочих рук
От оставшихся крестьян был небольшой толк
В Россию приходилось завозить железо из Швеции а мушкеты из Голландии
Разорение западных и центральных районов страны
Перемещение торговых путей из Средиземноморья в Атлантический океан
Запустение многих поместий, оскудения дворянства
Следствия:
Отечественное мануфактурное производство не могло удовлетворить потребности государства в полном объеме
Разорение крестьянских хозяйств
Великие Географические Открытия и освоение европейцами Америки
Многие крестьяне не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег
Годы Смуты и иностранных вторжений
Крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, уходили к казакам на юг
Период XIX-XX веков стал новым этапом в развитии интеллектуальных сил народа в Казахстане. Шёл процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получило европейское образование. Учёба оказала положительное влияние на национальный язык и литературу, воспитывала молодежь в духе дружбы народов. Казахи, выпускники учебных заведений в России, возвращались в родные аулы и города, передавали свои знания землякам.
Казахская интеллигенция стремилась своему народу в борьбе за независимость, боролась за право каждого человека и каждого народа за свою личную свободу и свободный доступ к достижениям своей человеческой культуры. В начале XXвека культура в Казахстане получила дальнейшее развитие. Расширилась сеть начальных школ, мектебов, русско-казахских училищ. Казахская молодёжь училась в российских университетах. Создавались журналы, которые развитию литературы, языка. Начало свою работу русское географическое общество. Оно начало изучение природы страны, хозяйства, быта, материальной и духовной культуры, фольклора местного казахского населения. Казахская литература становится разнообразнее: пишутся первые романы, рассказы, критические статьи, очерки.
Казахское общество стало более активно развиваться с казахской интеллигенции.