Никита Сергеевич Хрущев - первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза (1953-64) и генеральным секретарем Советского Союза (1958-64), чья политика десталинизации имела широкие последствия во всем коммунистическом мире. В международных делах он проводил политику «мирного сосуществования» с капиталистическим Западом.
Примечательно, что к 1954 году Хрущев смог реформировать сталинский аппарат безопасности, подчинив его высшему партийному руководству. Сталинское МВД было разделено на криминальную полицию и службы безопасности - Комитет государственной безопасности, который в свою очередь подчинялся Совету Министров СССР.
В мае 1955 года, когда Хрущев совершил свою первую поездку за пределы Советского Союза - в Югославию с Булганиным - он начал проявлять свою гибкость; он извинился перед Иосипом Броз Тито за осуждение Сталиным югославского коммунизма в 1948 году. Позже, во время поездок в Женеву, Афганистан и Индию, он начал демонстрировать дипломатию, которая должна была стать его торговой маркой.
Правление Хрущева было не без его темной стороны - включая усиленное преследование религии. Хрущев вдохновил новое интеллектуальное брожение и широко распространенные надежды на большую свободу, особенно среди студентов и интеллектуалов.
Неизбежно, что движение десталинизации имело последствия в коммунистических странах Восточной Европы. Польша восстала против своего правительства в октябре 1956 года. Венгрия последовала вскоре после этого.
Стресс в Восточной Европе формированию противостояния Хрущеву внутри Коммунистической партии Советского Союза. В июне 1957 года он был практически свергнут со своей должности, и, хотя голосование в Политбюро фактически шло против него, ему удалось изменить это, обратившись к полноправному членству в Центральном комитете партии.
Подтвердив власть, Хрущев установил новую политику «реформистского коммунизма». В попытке гуманизировать советскую систему, но не жертвуя ее идеологией, он сделал больший акцент на производстве товаров народного потребления, в отличие от сталинского акцента на тяжелой промышленности. Он освободил несколько миллионов политзаключенных из ГУЛАГа.
В 1962 году Хрущев тайно пытался разместить советские ракеты средней дальности в Куба, но эти усилия были обнаружены Соединенными Штатами. Во время возникшей напряженной конфронтации в октябре 1962 года, когда Соединенные Штаты и Советский Союз, по-видимому, стояли на грани ядерной войны, Хрущев согласился убрать ракеты, пообещав, что Соединенные Штаты не предпримут дальнейших попыток свергнуть Коммунистическое правительство Кубы.
Стремление Хрущева сократить обычные вооружения в пользу ядерных ракет было жестко воспринято советскими военными.
Однако центральным кризисом хрущевской администрации было сельское хозяйство. Он открыл более 70 миллионов акров целинных земель в Сибири и послал тысячи рабочих на них; но его план был неудачным, и вскоре Советскому Союзу снова пришлось импортировать пшеницу из Канады и Соединенных Штатов.
Неудачи в сельском хозяйстве, ссора с Китаем и унизительное разрешение кубинского ракетного кризиса, усугубившие растущее возмущение его собственными произвольными административными методами, стали основными факторами падения Хрущева.
Первым элементом того, что позже станет европейской цивилизацией, было греческое наследие. Именно в Греции зародилась философская мысль. Древний грек воспринимал реальность, как будто речь шла о прочтении текста, который еще необходимо понять и расшифровать, и он читал эту реальность критически, не доверяя своим первым впечатлениям. Так родилась рациональность, научная мысль, которая с Платоном и Аристотелем достигла своей вершины и плодами которой мы пользуемся до сих пор. В Греции появляется также критический анализ норм человеческого поведения, этики и политики. Когда мы говорим о таких добродетелях и понятиях, как справедливость и мудрость, естественное право и законы, мы и сегодня продолжаем перефразировать то, что в свое время было открыто древними греками.
Этот философский образ мысли наложил отпечаток и на римлян. Но они внесли в него новый элемент, а именно идею об империи, в границах которой царит мир, покоящийся на справедливых законах. Если Греция находится у истоков рациональной мысли, то Рим дал миру право, идею о том, что отношения между людьми должны определяться нормами или правилами, дающими каждому то, что ему причитается, а также идею о том, что эти права могут быть предписаны лишь законной властью. Рим подарил также средиземноморской цивилизации, затем Европе и остальному миру концепцию империи, имеющей юридическую структуру, и концепцию организации международного мира.
Третьим составным элементом европейской цивилизации является христианство. Отметим сразу же, что именно благодаря христианству до нас дошло наследство Греции и Рима. Без него Афины и Рим были бы для нас такими же чужими, какими являются сегодня для большинства цивилизации Древнего Египта и Вавилона.
Христианство обогатило нашу цивилизацию рядом новых элементов, их важность и значение трудно переоценить. Я ограничусь анализом трех из них: монотеизма, понятия о человеческой личности и совершенно новой концепции государственной власти.
Никита Сергеевич Хрущев - первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза (1953-64) и генеральным секретарем Советского Союза (1958-64), чья политика десталинизации имела широкие последствия во всем коммунистическом мире. В международных делах он проводил политику «мирного сосуществования» с капиталистическим Западом.
Примечательно, что к 1954 году Хрущев смог реформировать сталинский аппарат безопасности, подчинив его высшему партийному руководству. Сталинское МВД было разделено на криминальную полицию и службы безопасности - Комитет государственной безопасности, который в свою очередь подчинялся Совету Министров СССР.
В мае 1955 года, когда Хрущев совершил свою первую поездку за пределы Советского Союза - в Югославию с Булганиным - он начал проявлять свою гибкость; он извинился перед Иосипом Броз Тито за осуждение Сталиным югославского коммунизма в 1948 году. Позже, во время поездок в Женеву, Афганистан и Индию, он начал демонстрировать дипломатию, которая должна была стать его торговой маркой.
Правление Хрущева было не без его темной стороны - включая усиленное преследование религии. Хрущев вдохновил новое интеллектуальное брожение и широко распространенные надежды на большую свободу, особенно среди студентов и интеллектуалов.
Неизбежно, что движение десталинизации имело последствия в коммунистических странах Восточной Европы. Польша восстала против своего правительства в октябре 1956 года. Венгрия последовала вскоре после этого.
Стресс в Восточной Европе формированию противостояния Хрущеву внутри Коммунистической партии Советского Союза. В июне 1957 года он был практически свергнут со своей должности, и, хотя голосование в Политбюро фактически шло против него, ему удалось изменить это, обратившись к полноправному членству в Центральном комитете партии.
Подтвердив власть, Хрущев установил новую политику «реформистского коммунизма». В попытке гуманизировать советскую систему, но не жертвуя ее идеологией, он сделал больший акцент на производстве товаров народного потребления, в отличие от сталинского акцента на тяжелой промышленности. Он освободил несколько миллионов политзаключенных из ГУЛАГа.
В 1962 году Хрущев тайно пытался разместить советские ракеты средней дальности в Куба, но эти усилия были обнаружены Соединенными Штатами. Во время возникшей напряженной конфронтации в октябре 1962 года, когда Соединенные Штаты и Советский Союз, по-видимому, стояли на грани ядерной войны, Хрущев согласился убрать ракеты, пообещав, что Соединенные Штаты не предпримут дальнейших попыток свергнуть Коммунистическое правительство Кубы.
Стремление Хрущева сократить обычные вооружения в пользу ядерных ракет было жестко воспринято советскими военными.
Однако центральным кризисом хрущевской администрации было сельское хозяйство. Он открыл более 70 миллионов акров целинных земель в Сибири и послал тысячи рабочих на них; но его план был неудачным, и вскоре Советскому Союзу снова пришлось импортировать пшеницу из Канады и Соединенных Штатов.
Неудачи в сельском хозяйстве, ссора с Китаем и унизительное разрешение кубинского ракетного кризиса, усугубившие растущее возмущение его собственными произвольными административными методами, стали основными факторами падения Хрущева.
Первым элементом того, что позже станет европейской цивилизацией, было греческое наследие. Именно в Греции зародилась философская мысль. Древний грек воспринимал реальность, как будто речь шла о прочтении текста, который еще необходимо понять и расшифровать, и он читал эту реальность критически, не доверяя своим первым впечатлениям. Так родилась рациональность, научная мысль, которая с Платоном и Аристотелем достигла своей вершины и плодами которой мы пользуемся до сих пор. В Греции появляется также критический анализ норм человеческого поведения, этики и политики. Когда мы говорим о таких добродетелях и понятиях, как справедливость и мудрость, естественное право и законы, мы и сегодня продолжаем перефразировать то, что в свое время было открыто древними греками.
Этот философский образ мысли наложил отпечаток и на римлян. Но они внесли в него новый элемент, а именно идею об империи, в границах которой царит мир, покоящийся на справедливых законах. Если Греция находится у истоков рациональной мысли, то Рим дал миру право, идею о том, что отношения между людьми должны определяться нормами или правилами, дающими каждому то, что ему причитается, а также идею о том, что эти права могут быть предписаны лишь законной властью. Рим подарил также средиземноморской цивилизации, затем Европе и остальному миру концепцию империи, имеющей юридическую структуру, и концепцию организации международного мира.
Третьим составным элементом европейской цивилизации является христианство. Отметим сразу же, что именно благодаря христианству до нас дошло наследство Греции и Рима. Без него Афины и Рим были бы для нас такими же чужими, какими являются сегодня для большинства цивилизации Древнего Египта и Вавилона.
Христианство обогатило нашу цивилизацию рядом новых элементов, их важность и значение трудно переоценить. Я ограничусь анализом трех из них: монотеизма, понятия о человеческой личности и совершенно новой концепции государственной власти.