Нужно составить сложный план по типу: 1) а б 2) 3) а б 1. Кавказская война 1817--1864 гг. После присоединения Грузии, части Армении и Азербайджана границы Российской империи (образованной здесь Имеретинской области) подошли к территориям Северного Кавказа. Здесь издавна проживали племена самых разных народностей (обобщённо их называли горцами). с давних времён у горцев сложился особый уклад жизни, важную роль в котором играли набе- ги. Они были главным занятием мужского населения из-за того, что гористая местность не позволяла активно заниматься сельским хозяйством. Особенно часто горцы совершали набеги на грузинские земли.После присоединения Грузии к России эти набеги ослабли, но не прекра- тились. Так Россия столкнулась с постоянной необходимостью обороняться, Однако из-за того, что горы служат естественной крепостью, оборона и от- детные операции были очень трудны. По этим причинам подобные вылазки горцев часто оканчивались успехом. в 1816 г. военное и гражданское управление на Кавказе возглавил генерал А. П. Ермолов, командир отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпу- са. Он решил установить спокойствие на границе. Для этого он предложил переселять местное население с гор на равнины, возводить крепости на пути набегов. Тем племенам, которые переходили на российскую сторону, гаран- тировались льготы (так, в 1825 г. Кабарда признала власть России). Также войска Ермолова предпринимали военные походы в горы. Ермолов основал на Кавказе ряд укреплённых пунктов, которым были даны характерные на- звания: Преградный стан, крепости Грозная, Внезапная, Бурная.В ответ на экспедиции царских войск горцы совершали набеги на крепо- сти, устраивали засады. С переменным успехом такая ситуация продолжалась несколько лет. Она изменилась к концу 1820-х гг., когда разрозненные севе- рокавказские племена объединили силы на основе единого религиозного уче- Ния, которое называлось мюридизм. Его сторонники мюриды должны были строго соблюдать нормы ислама (шариат) и вести беспощадную войну с неверными» (немусульманами). «Рай есть под тенью шашки, говорили вожди мюридизма. - Убитый в войне против неверных есть живой, и будет он жить в раю, а кто будет бежать тот есть ничтожный человек, и буду- щая его жизнь есть ад». В 1834 г. горцев возглавил духовный лидер имам Шамиль, пользовавший- ся особым авторитетом. Он создал государство (имамат), в котором установил строгую дисциплину, систему подчинения, строгие наказания за проступки.В руках Шамиля была сконцентрирована военная, религиозная и политиче ская власть. Это успеху горцев в столкновениях с русскими войсками в 1840-е гг. Однако вскоре ситуация изменилась: государство І. миля стало слабеть. Русские войска, которыми с 1856 г. командовал князь А. И. Барятинстий, набирались опыта борьбы с противником в сложных условиях гористой мист ности. ПІШаг за шагом они стали теснить отряды Шамиля. В 1859 г. пал по следний оплот власти имама аул Гуниб. Шамиль сдался в плен и был с слан в Калугу. Окончательное покорение горских народов и аа- вершение Кавказской войны произошли только 1864 г. (уже в правление преемника Николая 1 на троне — императора Александра II). Победа в кро вавой войне утвердила власть России на Кавказе. Далась она дорогой ценой, в боях на Кавказе пал тысячи российских военных. Кавказская война аа кончилась поражением горцев и присоединением и земель к России. Включение горных районов Кавказа в соста Российской империи имело позитивное значение для местного населения. С новой властью сюди при шли более совершенная техника земледелия, про свещение и здравоохранение, прогрессивная русская культура, а позже и промышленное производ ство. Начался процесс взаимного обогащения кули А. П. Ермолов тур многонационального кавказского региона.
диктант с подготовкой.прочитай текст и определи,какие буквы надо писать на месте пропусков,объясни орфограммы.сколько разных орфограмм встретилось тебе в глаголах этого текста? когда случалось пр_спат_ охоту,отдых был особенно приятен.пр_снёш_ся и долго л_жиш_ в постел_.во всём дом_ - т_ш_на.не спеша _ден_ш_ся,поброд_ш_ по саду,найдёш_в мокр_й листве случайно забытое х_лодное и мокрое яблоко,и почему-то оно покаж_тся необыкновенно вкус_ым,совсем не таким,как другие.потом примеш_ся за книги. вместо _ надо вставить букву.