(1801 — 1825) В начале своего правления Александр I попытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономическое и политическое положение в странеВ своей реформаторской деятельности он опирался на т.н Негласный комитет, в который входили государственные деятели умеренно-либеральных настроений (Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев) Наиболее серьезными были реформы в сфере политического строя. В 1802 г появились новые центральные органы управления — министерства, которые в совокупности с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, строго централизованную бюрократическую систему управления Россией В том же году было определено место Сената в этой системе как органа надзора — опять-таки сугубо бюрократического — за соблюдением законности Подобные преобразования облегчали самодержавной власти управление страной, однако не вносили в государственный строй ничего принципиально нового. В сфере социально-экономической Александр I предпринял несколько робких попыток смягчить крепостное право. Указом 1803 г о вольных хлебопашцах помещику предоставлялась возможность освободить своих крестьян с землей за выкуп. Предполагалось, что благодаря этому указу возникнет новое сословие лично свободных крестьян; помещики же получат средства для переустройства своего хозяйства на новый, буржуазный лад. Однако помещиков такая возможность не заинтересовала — указ, носивший необязательный характер, практически не имел последствий. После Тильзитского мира (1807) царь снова поставил вопрос о реформах. В 1808 — 1809 гг. М. М. Сперанский, ближайший сотрудник Александра I, разработал «План государственного преобразования», по которому параллельно с административно-бюрократической системой управления, проводящей политику центра, предполагалось создать систему выборных органов местного самоуправления — своеобразную пирамиду из волостных, окружных (уездных) и губернских дум. Венчать эту пирамиду должна была Государственная дума — высший законодательный орган страны План Сперанского, предусматривавший введение в России конституционного строя, вызвал резкую критику со стороны высших сановников и столичного дворянства. Из-за противодействия консервативных сановников удалось учредить лишь Государственный совет — прообраз верхней палаты Думы (1810). Несмотря на то что проект создавался в соответствии с указаниями самого царя, он так и не был осуществлен. Сперанский в 1812 г. был отправлен в ссылку. Отечественная война и заграничные походы надолго отвлекли Александра I от внутриполитических проблем. В эти годы царь переживает серьезный духовный кризис, становится мистиком и, по сути, отказывается от решения насущных проблем Последнее десятилетие его царствования вошло в историю как аракчеевщина — по имени главного доверенного лица царя А. А. Аракчеева, волевого, энергичного и беспощадного человека. Для этого времени характерно стремление к наведению бюрократического порядка во всех сферах русской жизни Наиболее яркими его приметами стали погромы молодых русских университетов — Казанского, Харьковского, Петербургского, из которых изгонялась неугодная правительству профессура, и военные поселения — попытка сделать часть армии самоокупаемой, посадив ее на землю, соединив в одном лице солдата и земледельца Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством В 1805 - 1807 Александр I принял участие в коалициях против Наполеона, потерпел поражение под Аустерлицем (1805) и был вынужден заключить крайне непопулярный в России Тильзитский мир (1807). Но успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09) укрепили международное положение России. Были присоединены Вост Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812) и Азербайджан (1813), герцогство Варшавское (1815) С 1810 шло перевооружение рус. армии, строительство крепостей, но при архаичной системе рекрутских наборов и крепостническом хозяйстве завершить это не удалось Даровав либеральную конституцию Царству Польскому, он в 1818 обещал, что этот порядок будет распространен и на другие земли, "когда они достигнут надлежащей зрелости". В 1816 - 1819 была проведена крестьянская реформа в Прибалтике Были подготовлены секретные проекты отмены крепостного права в России но, столкнувшись с жестким противодействием дворян, Александр I отступил С 1816 учреждаются военные поселения, и роль Александра I в их создании не менее значительна, чем А. А. Аракчеева. С 1814 царь увлекся мистицизмом, приблизив к себе архимандрита Фотия. В 1822 Александр I издал рескрипт о запрещении тайных обществ и масонских лож, а в 1821 1823 ввел разветвленную сеть тайной полициив гвардии и армииВ 1825 он получил достоверные сведения о заговоре против него в войсках, выехал на юг, желая посетить военные поселения, но сильно простудился на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь Неожиданная смерть Александра I, человека здорового и еще нестарого, породила многочисленные легенды
Объединение Баната, Кришаны, Марамуреша и Трансильвании с Румынией. После установления австро-венгерского дуализма (1867) и включения Трансильвании в состав Венгрии борьба румын за автономию, а потом за объединение с Румынией усилилась. Вручение императору Меморандума в 1892 г., осуждение и заключение в тюрьму его авторов поставили трансильванский вопрос на повестку дня европейской общественности. В Румынии все, от короля и до студентов, участвовавших в уличных манифестациях, поддержали собратьев из-за Карпат. Непреклонность венгерского правительства по отношению к требованиям румын радикализации программы руководства Национальной партии Трансильвании, которое выдвинуло задачу объединения с Румынией.
Процесс подготовки и реализации акта объединения осенью 1918 г. имеет ряд характерных особенностей: отсутствие румынской армии в Алба-Юлии и, следовательно, внешнего давления на принятие данного решения; достижение согласия между лидерами Румынской национальной и Социал-демократической партий как свидетельство национального единства румын на самом высоком уровне; избрание 1228 делегатов на демократических принципах и их участие в Национальном собрании на основе полученных мандатов придали историческому акту от 1 декабря 1918 г. плебисцитный характер. Положения Резолюции об объединении свидетельствовали о высоком европейском уровне румынской политической элиты, которая приняла данное решение с учетом межнационального мирного сосуществования в будущем с теми, кто находился в составе Венгрии и Австрии.
Ход событий доказывает огромное желание всех румын – от политических руководителей и до жителей самых отдаленных горных районов – объединиться. В годы войны были приняты различные меры для объединения с румынами, проживавшими на Западе. В апреле 1918 г. в Париже был создан Национальный комитет румын Трансильвании и Буковины под председательством Траяна Вуя. В июне в Италии появился Действенный комитет румын Трансильвании, Баната и Буковины, руководимый Симионом Мындреску, а в Вашингтоне основана Румынская национальная лига под руководством В. Стойки. Стремительное развитие событий на фронтах и движение народов Австро-Венгерской империи оказали существенное влияние на политику румын. 29 сентября/12 октября 1918 г. в городе Орадя на конференции Исполнительного комитета Румынской национальной партии была принята Декларация, в которой выражалось желание румын, проживавших в Венгрии и Трансильвании, определить свое будущее на Национальном собрании. Данное предложение прозвучало и в речи А. Вайда-Воевода 5/18 октября 1918 г. на заседании парламента в Будапеште.
18/31 октября в Будапеште образовался Румынский центральный национальный совет (именуемый в дальнейшем Национальным советом), председатель Штефан Чичио-Поп. В его состав вошли шесть представителей Румынской национальной партии и шесть представителей Социал-демократической партии. В начале ноября Совет переехал в город Арад. Были предприняты огромные усилия по созданию румынских национальных советов на всей территории Трансильвании. 7/20 ноября Центральный национальный совет выступил с предложением созыва 18 ноября/ 1 декабря 1918 г. Национального собрания в Алба-Юлии. Выбор /507/ делегатов происходил на собраниях народных представителей. Такого доверия удостаивались представители всех социальных слоев: учителя, священники, крестьяне, адвокаты, студенты, военнослужащие и др. Им предстояло выразить мнение жителей городов и сел, политических партий, церковных, культурных и профессиональных обществ.
18 ноября/1 декабря 1918 г. в Алба-Юлии 1228 делегатов и депутатов приняли решение об объединении с Румынией. Текст Резолюции об объединении, представленный Василием Голдишем, был утвержден единогласно. Свыше 100 тыс. румын, приехавших в Алба-Юлию, с энтузиазмом приветствовали данное решение. Его принятие 1 декабря в Алба-Юлии с соблюдением демократических принципов, массовое представительство населения со всех объединяемых территорий придают особый смысл событиям 1918 г. в истории румын, и значение упомянутых событий нельзя ни преувеличить, ни преуменьшить. Резолюция об объединении представляет собой документ, в котором переплетались национальные и социальные задачи, принципы обусловленного и безоговорочного объединения. Вот несколько положений этого документа.
«I. Национальное собрание всех румын Трансильвании, Баната и Венгрии, созванное 18 ноября/1 декабря 1918 г. в Алба-Юлии, в котором участвуют их законно избранные представители, провозглашает объединение этих румын и всех земель, населенных ими, с Румынией. Национальное собрание особенно подчеркивает неотъемлемое право румынской нации на всю территорию Баната между Мурешем, Тисой и Дунаем.
1. Абсолютная свобода для всех совместно проживающих народов. Каждый народ осуществляет образование, деятельность учреждений и судопроизводства на своем языке с участием своих представителей и получает право быть представленным в парламенте и правительстве пропорционально своей численности.
В начале своего правления Александр I попытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономическое и политическое положение в странеВ своей реформаторской деятельности он опирался на т.н Негласный комитет, в который входили государственные деятели умеренно-либеральных настроений (Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев)
Наиболее серьезными были реформы в сфере политического строя. В 1802 г появились новые центральные органы управления — министерства, которые в совокупности с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, строго централизованную бюрократическую систему управления Россией В том же году было определено место Сената в этой системе как органа надзора — опять-таки сугубо бюрократического — за соблюдением законности Подобные преобразования облегчали самодержавной власти управление страной, однако не вносили в государственный строй ничего принципиально нового. В сфере социально-экономической Александр I предпринял несколько робких попыток смягчить крепостное право. Указом 1803 г о вольных хлебопашцах помещику предоставлялась возможность освободить своих крестьян с землей за выкуп. Предполагалось, что благодаря этому указу возникнет новое сословие лично свободных крестьян; помещики же получат средства для переустройства своего хозяйства на новый, буржуазный лад. Однако помещиков такая возможность не заинтересовала — указ, носивший необязательный характер, практически не имел последствий.
После Тильзитского мира (1807) царь снова поставил вопрос о реформах. В 1808 — 1809 гг. М. М. Сперанский, ближайший сотрудник Александра I, разработал «План государственного преобразования», по которому параллельно с административно-бюрократической системой управления, проводящей политику центра, предполагалось создать систему выборных органов местного самоуправления — своеобразную пирамиду из волостных, окружных (уездных) и губернских дум. Венчать эту пирамиду должна была Государственная дума — высший законодательный орган страны План Сперанского, предусматривавший введение в России конституционного строя, вызвал резкую критику со стороны высших сановников и столичного дворянства. Из-за противодействия консервативных сановников удалось учредить лишь Государственный совет — прообраз верхней палаты Думы (1810). Несмотря на то что проект создавался в соответствии с указаниями самого царя, он так и не был осуществлен. Сперанский в 1812 г. был отправлен в ссылку.
Отечественная война и заграничные походы надолго отвлекли Александра I от внутриполитических проблем. В эти годы царь переживает серьезный духовный кризис, становится мистиком и, по сути, отказывается от решения насущных проблем Последнее десятилетие его царствования вошло в историю как аракчеевщина — по имени главного доверенного лица царя А. А. Аракчеева, волевого, энергичного и беспощадного человека. Для этого времени характерно стремление к наведению бюрократического порядка во всех сферах русской жизни Наиболее яркими его приметами стали погромы молодых русских университетов — Казанского, Харьковского, Петербургского, из которых изгонялась неугодная правительству профессура, и военные поселения — попытка сделать часть армии самоокупаемой, посадив ее на землю, соединив в одном лице солдата и земледельца Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством
В 1805 - 1807 Александр I принял участие в коалициях против Наполеона, потерпел поражение под Аустерлицем (1805) и был вынужден заключить крайне непопулярный в России Тильзитский мир (1807). Но успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09) укрепили международное положение России. Были присоединены Вост Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812) и Азербайджан (1813), герцогство Варшавское (1815) С 1810 шло перевооружение рус. армии, строительство крепостей, но при архаичной системе рекрутских наборов и крепостническом хозяйстве завершить это не удалось
Даровав либеральную конституцию Царству Польскому, он в 1818 обещал, что этот порядок будет распространен и на другие земли, "когда они достигнут надлежащей зрелости". В 1816 - 1819 была проведена крестьянская реформа в Прибалтике Были подготовлены секретные проекты отмены крепостного права в России но, столкнувшись с жестким противодействием дворян, Александр I отступил С 1816 учреждаются военные поселения, и роль Александра I в их создании не менее значительна, чем А. А. Аракчеева. С 1814 царь увлекся мистицизмом, приблизив к себе архимандрита Фотия.
В 1822 Александр I издал рескрипт о запрещении тайных обществ и масонских лож, а в 1821 1823 ввел разветвленную сеть тайной полициив гвардии и армииВ 1825 он получил достоверные сведения о заговоре против него в войсках, выехал на юг, желая посетить военные поселения, но сильно простудился на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь Неожиданная смерть Александра I, человека здорового и еще нестарого, породила
многочисленные легенды
Объединение Баната, Кришаны, Марамуреша и Трансильвании с Румынией. После установления австро-венгерского дуализма (1867) и включения Трансильвании в состав Венгрии борьба румын за автономию, а потом за объединение с Румынией усилилась. Вручение императору Меморандума в 1892 г., осуждение и заключение в тюрьму его авторов поставили трансильванский вопрос на повестку дня европейской общественности. В Румынии все, от короля и до студентов, участвовавших в уличных манифестациях, поддержали собратьев из-за Карпат. Непреклонность венгерского правительства по отношению к требованиям румын радикализации программы руководства Национальной партии Трансильвании, которое выдвинуло задачу объединения с Румынией.
Процесс подготовки и реализации акта объединения осенью 1918 г. имеет ряд характерных особенностей: отсутствие румынской армии в Алба-Юлии и, следовательно, внешнего давления на принятие данного решения; достижение согласия между лидерами Румынской национальной и Социал-демократической партий как свидетельство национального единства румын на самом высоком уровне; избрание 1228 делегатов на демократических принципах и их участие в Национальном собрании на основе полученных мандатов придали историческому акту от 1 декабря 1918 г. плебисцитный характер. Положения Резолюции об объединении свидетельствовали о высоком европейском уровне румынской политической элиты, которая приняла данное решение с учетом межнационального мирного сосуществования в будущем с теми, кто находился в составе Венгрии и Австрии.
Ход событий доказывает огромное желание всех румын – от политических руководителей и до жителей самых отдаленных горных районов – объединиться. В годы войны были приняты различные меры для объединения с румынами, проживавшими на Западе. В апреле 1918 г. в Париже был создан Национальный комитет румын Трансильвании и Буковины под председательством Траяна Вуя. В июне в Италии появился Действенный комитет румын Трансильвании, Баната и Буковины, руководимый Симионом Мындреску, а в Вашингтоне основана Румынская национальная лига под руководством В. Стойки. Стремительное развитие событий на фронтах и движение народов Австро-Венгерской империи оказали существенное влияние на политику румын. 29 сентября/12 октября 1918 г. в городе Орадя на конференции Исполнительного комитета Румынской национальной партии была принята Декларация, в которой выражалось желание румын, проживавших в Венгрии и Трансильвании, определить свое будущее на Национальном собрании. Данное предложение прозвучало и в речи А. Вайда-Воевода 5/18 октября 1918 г. на заседании парламента в Будапеште.
18/31 октября в Будапеште образовался Румынский центральный национальный совет (именуемый в дальнейшем Национальным советом), председатель Штефан Чичио-Поп. В его состав вошли шесть представителей Румынской национальной партии и шесть представителей Социал-демократической партии. В начале ноября Совет переехал в город Арад. Были предприняты огромные усилия по созданию румынских национальных советов на всей территории Трансильвании. 7/20 ноября Центральный национальный совет выступил с предложением созыва 18 ноября/ 1 декабря 1918 г. Национального собрания в Алба-Юлии. Выбор /507/ делегатов происходил на собраниях народных представителей. Такого доверия удостаивались представители всех социальных слоев: учителя, священники, крестьяне, адвокаты, студенты, военнослужащие и др. Им предстояло выразить мнение жителей городов и сел, политических партий, церковных, культурных и профессиональных обществ.
18 ноября/1 декабря 1918 г. в Алба-Юлии 1228 делегатов и депутатов приняли решение об объединении с Румынией. Текст Резолюции об объединении, представленный Василием Голдишем, был утвержден единогласно. Свыше 100 тыс. румын, приехавших в Алба-Юлию, с энтузиазмом приветствовали данное решение. Его принятие 1 декабря в Алба-Юлии с соблюдением демократических принципов, массовое представительство населения со всех объединяемых территорий придают особый смысл событиям 1918 г. в истории румын, и значение упомянутых событий нельзя ни преувеличить, ни преуменьшить. Резолюция об объединении представляет собой документ, в котором переплетались национальные и социальные задачи, принципы обусловленного и безоговорочного объединения. Вот несколько положений этого документа.
«I. Национальное собрание всех румын Трансильвании, Баната и Венгрии, созванное 18 ноября/1 декабря 1918 г. в Алба-Юлии, в котором участвуют их законно избранные представители, провозглашает объединение этих румын и всех земель, населенных ими, с Румынией. Национальное собрание особенно подчеркивает неотъемлемое право румынской нации на всю территорию Баната между Мурешем, Тисой и Дунаем.
1. Абсолютная свобода для всех совместно проживающих народов. Каждый народ осуществляет образование, деятельность учреждений и судопроизводства на своем языке с участием своих представителей и получает право быть представленным в парламенте и правительстве пропорционально своей численности.