К моменту принятия христианства (988 г.) на Руси уже существовала самобытная культура: различные сложные ремесла, высокая техника деревянного строительства. Христианизация восточнославянского общества переходу духовной и материальной культуры на новый уровень. Православная (греческая) церковь стала главным каналом влияния античной цивилизации и приобщения славян к ее духовным ценностям. Церковь выполняла просветительские функции. Особенность ее деятельности состояла в том, что христианство здесь распространялось на славянском богослужебном языке, понятном народу. Православие быстро превратилось в национальную религию восточных славян. Церковно-славянская письменность стала основой для развития древнерусской письменности и древнерусского литературного языка. Не позднее конца IX - начала X вв. среди славян распространилась письменность на основекириллической азбуки, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 г. Грамотными были как высшие слои общества, так и простые люди. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты конца XIII в., найденные при раскопках в Мстиславле и Витебске, надписи на печатях, на "Рогволодовых" и "Борисовых" камнях, на предметах домашнего быта. Основным видом литературы в раннем средневековье были летописи, первой из которых считается общерусская летопись "Повесть временных лет" (начало XII в.). Имеются сведения о существовании Полоцкой летописи, которая не сохранилась. Самой ранней рукописной книгой на белорусских землях является Туровское Евангелие (XI в.). Известны также Полоцкое Евангелие (начало XII в.) и Оршанское Евангелие (конец XII - начало XIII в.). Распространению христианской морали литература (рассказы о жизни святых). С конца XII в. получают известность "Житие и хождение Ефросиньи Полоцкой". "Житие Кирилла Туровского". "Житие Авраамия Смоленского" и другие. Влияние византийской культуры проявилось в возникновении на Руси строительства каменных храмов крестово-купольного типа, создании фресок, мозаики. В 50-е гг. XI в. в Полоцке был построен Софийский собор. В XII в. здесь были возведены 10 каменных храмов, среди которых выделяется Ефросиньевская церковь - образец полоцкой архитектурной школы.Самобытные архитектурные школы сложились в Гродно (Борисоглебская, или Коложская церковь) и Витебске (Благовещенская церковь). Памятником оборонительной архитектуры является Каменецкая башня (XIII в.). Стены церквей изнутри расписывались фресками, создавались иконостасы со множеством икон. Художественная культура восточнославянского мира проявлялась также в книжных миниатюрах (выполненных вручную рисунках, заглавных буквах, заставках), прикладном искусстве (ювелирные изделия, украшения на оружии, одежде, предметах домашнего обихода и т.д.). Выдающимся образцом прикладного искусства раннего средневековья является крест Ефросиньи Полоцкой, созданный в 1161 г. мастером Богшей (в крещении Лазарем). Религиозные просветители Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский внесли значительный вклад в формирование политической идеи - идеи общерусского, восточнославянского единства.Несмотря на успехи христианизации, в народной культуре еще долго сохранялись многочисленные пережитки язычества в традиционных праздниках (Коляды, Масленица, Купалье, Дожинки и др.), фольклоре (календарно-обрядовой и семейно-обрядовой поэзии, песнях, сказках, былинах, преданиях).
В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени. Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи. Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.
Полуустав
В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше. Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.
Епифаний Премудрый
В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», – говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии. В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая». Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.
Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.
Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.
Полуустав
В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.
Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.
Епифаний Премудрый
В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», – говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.
В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».
Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.