Цитирую общие представления об этническом стереотипе гагаузов одного из первых исследователей этой народности В.А. Мошкова :
«…Духовные лица уверяли меня, что они никогда не смешают гагауза с болгарином по наружному виду, хотя обе эти народности носят совершенно одинаковый костюм. Относительно же характера обоих народов священники, служившие подолгу в гагаузских сёлах и в болгарских, уверяют, что в характере между теми и другими огромная разница. Болгары, говорят они, угрюмы, скрытны и подозрительны, а гагаузы, наоборот, веселы, откровенны и доверчивы и хотя не щедры, но и скупыми их назвать нельзя. Мне самому при поездке в Бессарабию тоже приходилось убеждаться , что гагаузы гораздо гостеприимнее болгар и приветливее. Но что особенно было заметно при переезде из гагаузского села в болгарское, так это сравнительно более высокая культура болгар. На меньшем участке земли они живут несравненно зажиточнее гагаузов. Они гораздо домовитее гагаузов, у них более внешнего порядка в хозяйстве и они несравненно более, чем гагаузы, заботятся о своём просвещении…» Источники: Мошков В.А. Указ. Соч. Стр. 29 Мошков В.А. Гагаузы Бендерского уезда 1900г. А.В.Шабашов Гагаузы Одесса «Астропринт» 2002г. стр 345-352: «Представления о жадности, скупости болгар в полной мере сохраняются у гагаузов до настоящего времени. Болгарин, или тукан, является для гагауза именем нарицательным. Фраза «ались булгар (тукан)» буквально переводится: «точно как болгарин, со значением «жадный, как болгарин», т.е.назвать человека болгарином и обвинить его в скупости. Интересно, что гагаузы села Дмитровка в этом отношении различают этнографические группы болгар: Собственно туканцев-переселенцев из Северо-Восточной Болгарии, представленных в соседнем селе Чийшия (Совр. Городнее), этнографически наиболее близких гагаузам; Они наделяются именно такими качествами и называются туканами; Жителей других окрестных болгарских сёл, переселенцев из горной, балканской части Болгарии(напр. С. Иесерлия (совр. Вольное)) они называют булгарами и не наделяют их такими негативными характеристиками, относятся к ним бролее доброжелательно. «Болгарин это домовитый труженик-земледелец, а сквоз. Внешнюю оболочку земледельца-гагауза всё ещё проглядывает закоренелый кочевник. Не даром же болгары называют здесь гагаузов «алабарда»,т.е. человек, делающий всё кое- как, и сами гагаузы сознают свою неумелость в земледелии и виноделии и превосходство над собой не только болгар, но и молдаван»,- продолжает Мошков. Это представление также прочно сохраняется до настоящего времени, и сами гагаузы считают болгар более домовитыми, трудолюбивыми, умелыми, вне зависимости от того, объективной действительности. Далее Мошков описывает взаимоотношения между гагаузами и болгарами в колонистском поселении Кирсово, где численное соотношение народов было примерно равным.
Су гидэр, кум калэр
(вода уходит, песок остаётся)
Цитирую общие представления об этническом стереотипе гагаузов одного из первых исследователей этой народности В.А. Мошкова :
«…Духовные лица уверяли меня, что они никогда не смешают гагауза с болгарином по наружному виду, хотя обе эти народности носят совершенно одинаковый костюм.
Относительно же характера обоих народов священники, служившие подолгу в гагаузских сёлах и в болгарских, уверяют, что в характере между теми и другими огромная разница.
Болгары, говорят они, угрюмы, скрытны и подозрительны, а гагаузы, наоборот, веселы, откровенны и доверчивы и хотя не щедры, но и скупыми их назвать нельзя.
Мне самому при поездке в Бессарабию тоже приходилось убеждаться , что гагаузы гораздо гостеприимнее болгар и приветливее.
Но что особенно было заметно при переезде из гагаузского села в болгарское, так это сравнительно более высокая культура болгар.
На меньшем участке земли они живут несравненно зажиточнее гагаузов. Они гораздо домовитее гагаузов, у них более внешнего порядка в хозяйстве и они несравненно более, чем гагаузы, заботятся о своём просвещении…»
Источники: Мошков В.А. Указ. Соч. Стр. 29
Мошков В.А. Гагаузы Бендерского уезда 1900г.
А.В.Шабашов Гагаузы Одесса «Астропринт» 2002г.
стр 345-352:
«Представления о жадности, скупости болгар в полной мере сохраняются у гагаузов до настоящего времени.
Болгарин, или тукан, является для гагауза именем нарицательным. Фраза «ались булгар (тукан)» буквально переводится: «точно как болгарин, со значением «жадный, как болгарин», т.е.назвать человека болгарином и обвинить его в скупости.
Интересно, что гагаузы села Дмитровка в этом отношении различают этнографические группы болгар:
Собственно туканцев-переселенцев из Северо-Восточной Болгарии, представленных в соседнем селе Чийшия (Совр. Городнее), этнографически наиболее близких гагаузам; Они наделяются именно такими качествами и называются туканами;
Жителей других окрестных болгарских сёл, переселенцев из горной, балканской части Болгарии(напр. С. Иесерлия (совр. Вольное)) они называют булгарами и не наделяют их такими негативными характеристиками, относятся к ним бролее доброжелательно.
«Болгарин это домовитый труженик-земледелец, а сквоз. Внешнюю оболочку земледельца-гагауза всё ещё проглядывает закоренелый кочевник. Не даром же болгары называют здесь гагаузов «алабарда»,т.е. человек, делающий всё кое- как, и сами гагаузы сознают свою неумелость в земледелии и виноделии и превосходство над собой не только болгар, но и молдаван»,- продолжает Мошков.
Это представление также прочно сохраняется до настоящего времени, и сами гагаузы считают болгар более домовитыми, трудолюбивыми, умелыми, вне зависимости от того, объективной действительности.
Далее Мошков описывает взаимоотношения между гагаузами и болгарами в колонистском поселении Кирсово, где численное соотношение народов было примерно равным.