Во-первых я так понимаю это слово опричнина. Иван IV Грозный поделил государство на земщину и опрчнину. В опрчнину были включены самые богаты территории Руси и они должны были обеспечивать нужды царя и его войска ( простых людей на эту землю не пускали ). Также было создано опричное войско, которое уничтожало всех, кто были против политики Ивана Грозного. Однако в 1571 крымский хан Дивлет-Гирей с армией прорвался к Москве и сжёг её, что показало бесполезность опричного войска и вся эта система была почти сразу упразднена, однако за такой короткий срок она произвела в стране хаос и разруху, более 75% пахотных земель было заброшено. Расхлёбывать последствия опричнины пришлось последующим правителям, кстати одна из причин Смуты XVIII века была как раз опричнина, а точнее нанесённый ею вред государству.
Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека (кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в своем "призвании"). На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей всемогущества веры. "Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом… . То, что говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это".
На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей всемогущества веры. "Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом… . То, что говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это".