бухар жырау наиболее известен как певец и советник хана среднего жуза абылая. в своих песнях-толгау акын касался всех актуальных вопросов своего времени и пытался на них ответить. в «годы великого бедствия» (каз. ақтабан шұбырынды), нашествия джунгаров, бухар жырау постоянно призывал к объединению — созданию крупного объединённого казахского ханства. он возлагал большие надежды на абылай хана, одобрял и поддерживал его политику (например, в стихотворениях[5] «благопожелание», «абылай, ты в 11 лет», «когда я тебя увидел», «безмятежно спишь, хан мой» и других). в то же время, говоря об отношении хана к народу, он обличал его деспотичность, алчность, требовал внимания к народа («я говорю», «позаботься о своём народе» и другие стихотворения). он указывал на необходимость мира с россией («при хане абылае» и другие). во многих своих толгау поэт поднимает морально-этические проблемы о взаимоотношениях людей и другого мира, о будущем («если не отвечу хану», «через 12 месяцев вернётся лето»
в средневековой европе светская и церковная власть оказались взаимосвязаны. церковь санкционировала и усиливала власть королей, короли дарили церкви земли и охраняли ее богатства.
власть церкви основывалась на духовной составляющей:
• считалось, что церковь получила от христа право отпускать грехи, что без соблюдения христианских таинств спасение души (даже праведного человека) невозможно. идея спасения была важна для человека эпохи средневековья (с. аверинцев о религиозных концепциях спасения).
• король воспринимался как божий, а коронация как передача при посредничестве церкви монарху власти от бога.
• папа римский мог отлучить монарха от церкви. это лишало власть короля легитимности в глазах людей, давало право вассалам не соблюдать присягу.
и на материальной:
• 1/3 обрабатываемых в европе земель принадлежала церкви (земли жаловались королями и феодалами). кроме того, имущество церкви составляли драгоценные предметы, которые использовались при богослужении (см. урок «церковь и духовенство»).
к концу раннего средневековья церковь стала сильной и разветвленной организацией с иерархической структурой (на вершине находился папа римский, ему подчинялись архиепископы, еще на ступеньку ниже находились епископы, еще ниже – священники и монахи). при этом епископы обладали как духовной, так и светской (как землевладельцы) властью.
императоры священной римской империи стремились к контролю над церковью. это предполагало право инвеституры – назначения на церковные должности. такое право получил германский король оттон i в связи ослаблением власти папы римского после распада империи карла великого. это вызвало противодействие церкви и к борьбе пап и императоров.
события
ix в. – ослабление власти папы римского в связи с распадом империи карла великого.
962 г. – коронование оттона i императорской короной. оттон становится императором священной римской империи.
x–xi вв. – клюнийское (по названию монастыря клюни) движение в церкви. клюнийцы выступали за аскетический режим в монастырях, целибат (требование безбрачия для духовенства), запрет на симонию (покупку и продажу церковных должностей и духовного сана).
xi в. – окончательно утверждено безбрачие священников.
1059–1061 гг. – папский престол занимает николай ii.
1059 г. – латеранский собор. приняты декреты, направленные на отделение церковной власти от влияния светских правителей. папу римского теперь должен избирать совет кардиналов.
1073–1085 гг. – папский престол занимает григорий vii. он вступил в борьбу за инвеституру с генрихом iv. генрих признал свое поражение после того, как папа отлучил его от церкви (что повлекло за собой неповиновение вассалов). его унизительное покаяние перед папой стало известно как хождение в каноссу в 1077 г.
1122 г. – конкордат (соглашение) генриха v с папой римским. согласно договору, епископов должен назначать папа. епископы считались и вассалами церкви (как духовной властью), и вассалами императора (в качестве владельцев земель – феодов).
1198 г. – папский престол занимает иннокентий iii. к этому времени церковь достигла наибольшего своего могущества. вассалами папы себя признали короли , польши, некоторых стран пиренейского полуострова.
участники
оттон i – император священной римской империи (936–973
николай ii – папа римский (1059–1061
григорий vii – папа римский (1073–1085
генрих iv – германский король, а также император священной римской империи, боролся за инвеституру с папами.
заключение
! борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась победой церкви. в xii–xiii вв. власть папы римского значительно усилилась.
бухар жырау наиболее известен как певец и советник хана среднего жуза абылая. в своих песнях-толгау акын касался всех актуальных вопросов своего времени и пытался на них ответить. в «годы великого бедствия» (каз. ақтабан шұбырынды), нашествия джунгаров, бухар жырау постоянно призывал к объединению — созданию крупного объединённого казахского ханства. он возлагал большие надежды на абылай хана, одобрял и поддерживал его политику (например, в стихотворениях[5] «благопожелание», «абылай, ты в 11 лет», «когда я тебя увидел», «безмятежно спишь, хан мой» и других). в то же время, говоря об отношении хана к народу, он обличал его деспотичность, алчность, требовал внимания к народа («я говорю», «позаботься о своём народе» и другие стихотворения). он указывал на необходимость мира с россией («при хане абылае» и другие). во многих своих толгау поэт поднимает морально-этические проблемы о взаимоотношениях людей и другого мира, о будущем («если не отвечу хану», «через 12 месяцев вернётся лето»
борьба пап и германских императоров
предыстория
в средневековой европе светская и церковная власть оказались взаимосвязаны. церковь санкционировала и усиливала власть королей, короли дарили церкви земли и охраняли ее богатства.
власть церкви основывалась на духовной составляющей:
• считалось, что церковь получила от христа право отпускать грехи, что без соблюдения христианских таинств спасение души (даже праведного человека) невозможно. идея спасения была важна для человека эпохи средневековья (с. аверинцев о религиозных концепциях спасения).
• король воспринимался как божий, а коронация как передача при посредничестве церкви монарху власти от бога.
• папа римский мог отлучить монарха от церкви. это лишало власть короля легитимности в глазах людей, давало право вассалам не соблюдать присягу.
и на материальной:
• 1/3 обрабатываемых в европе земель принадлежала церкви (земли жаловались королями и феодалами). кроме того, имущество церкви составляли драгоценные предметы, которые использовались при богослужении (см. урок «церковь и духовенство»).
к концу раннего средневековья церковь стала сильной и разветвленной организацией с иерархической структурой (на вершине находился папа римский, ему подчинялись архиепископы, еще на ступеньку ниже находились епископы, еще ниже – священники и монахи). при этом епископы обладали как духовной, так и светской (как землевладельцы) властью.
императоры священной римской империи стремились к контролю над церковью. это предполагало право инвеституры – назначения на церковные должности. такое право получил германский король оттон i в связи ослаблением власти папы римского после распада империи карла великого. это вызвало противодействие церкви и к борьбе пап и императоров.
события
ix в. – ослабление власти папы римского в связи с распадом империи карла великого.
962 г. – коронование оттона i императорской короной. оттон становится императором священной римской империи.
x–xi вв. – клюнийское (по названию монастыря клюни) движение в церкви. клюнийцы выступали за аскетический режим в монастырях, целибат (требование безбрачия для духовенства), запрет на симонию (покупку и продажу церковных должностей и духовного сана).
xi в. – окончательно утверждено безбрачие священников.
1059–1061 гг. – папский престол занимает николай ii.
1059 г. – латеранский собор. приняты декреты, направленные на отделение церковной власти от влияния светских правителей. папу римского теперь должен избирать совет кардиналов.
1073–1085 гг. – папский престол занимает григорий vii. он вступил в борьбу за инвеституру с генрихом iv. генрих признал свое поражение после того, как папа отлучил его от церкви (что повлекло за собой неповиновение вассалов). его унизительное покаяние перед папой стало известно как хождение в каноссу в 1077 г.
1122 г. – конкордат (соглашение) генриха v с папой римским. согласно договору, епископов должен назначать папа. епископы считались и вассалами церкви (как духовной властью), и вассалами императора (в качестве владельцев земель – феодов).
1198 г. – папский престол занимает иннокентий iii. к этому времени церковь достигла наибольшего своего могущества. вассалами папы себя признали короли , польши, некоторых стран пиренейского полуострова.
участники
оттон i – император священной римской империи (936–973
николай ii – папа римский (1059–1061
григорий vii – папа римский (1073–1085
генрих iv – германский король, а также император священной римской империи, боролся за инвеституру с папами.
заключение
! борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась победой церкви. в xii–xiii вв. власть папы римского значительно усилилась.