Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих)[4](27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947, Наггар[3],Химачал-Прадеш, Индия) — русскийхудожник, сценограф[5], философ-мистик[6],писатель, путешественник, археолог[7], общественный деятель[8].
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических[9]. Автор идеи и инициаторПакта Рериха, основатель международныхкультурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира»[10]. Кавалер нескольких российских и иностранных наград[⇨].
В российский период жизни и творчества занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей[11], работал директором школыИмператорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»)[5], активно участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности благотворительных организаций.
С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах. Вёл активную общественную деятельность, был связан сполитическими и экономическимипроектами, имел связи с большевиками[⇨]и масонством[⇨].
Состоял членом многих организаций[⇨]. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют общества и музеи Рериха[⇨]. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского[12][13] ученияЖивая этика (Агни-йога) формируютрериховское движение[⇨]. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России[14].
образование ханства абулхаира, его территория. в конце годов xv века после распада белой орды между потомками жошы развернулась феодальная междоусобная борьба за власть. центральные, западные и северо-западные районы казахстана стали самостоятельными владениями. правители этих владений
выдвинули на ханский титул султана абулхаира, которого в 1428 году избрали ханом. абулхаир являлся потомком шайбани хана, пятого сына жошы хана. как сообщалось в письменных источниках, шайбани хан участвовал в семилетием походе вату в восточную европу. за службу вату выделил в шайбани хану
земли и жившие на них племена нейманов, буйруков и карлуков. эти племена летом кочевали у под- ножий уральских гор, вдоль рек тобол, иргиз и урал (яик). зимова- ли в приаралье, у побережий рек чу и сарысу, а также в нижнем течении сырдарьи. на этих землях был создан улус шайбани.
после того,
как правителем улуса стал абулхаир, политическое положение и влияние ханства окрепло. рано лишившись родителей, абулхаир воспитывался у хана жумадыка. с юных лет хан брал его с собой в походы. во время одного из таких походов па мангытов хан погиб, а 16-летний абулхаир попал в плен. но по решению
мангытских биев его освободили из плена. абулхаира, наделенного незаурядным умом и мужеством, в 17 лет более 200 правящих представителей родов и племен в 1428 году избрали ханом. судя по письменным источникам, это новое ханство несколько раз меняло свое название: «узбекский улус», «узбекское
ханство», «улус шайбани» и «улус абулхаира». поъричине того, что территория улуса в основном была кыпчакской и население состояло преимущественно из кыпчаков, его называли и кыпчакским ханством. в период правления абулхаира в течение более чем 40 лет за ханством закрепилось название ханство
абулхаира.
территория ханства абулхаира с запада простиралась от урала (лика) до на востоке, с юга от аральского моря и нижнего течения сырдарьи до среднего течения тобола и иртыша на севере.
этнический состав населения. о первоначальном составе населения ханства можно судить по
тому, что хан вату передал хану 111ийбани в тюркоязычные племена найманов, буйру- ков и карлуков. кроме того, в избрании абулхаира ханом принимали участие правители более 20 племен. среди них были такие известные тюркоязычные племена, как кият, мангыт, украш-най- ivuih, уйсун, конрат и другие. в
летописи «девяносто два ответвления узбеков» говорится, что в этнический состав ханства абулхаир входили 92 рода и племени. по письменному свидетельству арабского рузбихана исфахани (начало xvi века), в этом ханстве жили кочевые узбеки, каракалпаки и казахи. самые многочисленные из них,
отделившись, стали формироваться как самостоятельные народности.
В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических[9]. Автор идеи и инициаторПакта Рериха, основатель международныхкультурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира»[10]. Кавалер нескольких российских и иностранных наград[⇨].
В российский период жизни и творчества занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей[11], работал директором школыИмператорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»)[5], активно участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности благотворительных организаций.
С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах. Вёл активную общественную деятельность, был связан сполитическими и экономическимипроектами, имел связи с большевиками[⇨]и масонством[⇨].
Состоял членом многих организаций[⇨]. Был женат на Елене Рерих. Имел двоих сыновей — Юрия и Святослава.
С 1920-х годов в разных странах мира существуют общества и музеи Рериха[⇨]. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского[12][13] ученияЖивая этика (Агни-йога) формируютрериховское движение[⇨]. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России[14].
образование ханства абулхаира, его территория. в конце годов xv века после распада белой орды между потомками жошы развернулась феодальная междоусобная борьба за власть. центральные, западные и северо-западные районы казахстана стали самостоятельными владениями. правители этих владений
выдвинули на ханский титул султана абулхаира, которого в 1428 году избрали ханом. абулхаир являлся потомком шайбани хана, пятого сына жошы хана. как сообщалось в письменных источниках, шайбани хан участвовал в семилетием походе вату в восточную европу. за службу вату выделил в шайбани хану
земли и жившие на них племена нейманов, буйруков и карлуков. эти племена летом кочевали у под- ножий уральских гор, вдоль рек тобол, иргиз и урал (яик). зимова- ли в приаралье, у побережий рек чу и сарысу, а также в нижнем течении сырдарьи. на этих землях был создан улус шайбани.
после того,
как правителем улуса стал абулхаир, политическое положение и влияние ханства окрепло. рано лишившись родителей, абулхаир воспитывался у хана жумадыка. с юных лет хан брал его с собой в походы. во время одного из таких походов па мангытов хан погиб, а 16-летний абулхаир попал в плен. но по решению
мангытских биев его освободили из плена. абулхаира, наделенного незаурядным умом и мужеством, в 17 лет более 200 правящих представителей родов и племен в 1428 году избрали ханом. судя по письменным источникам, это новое ханство несколько раз меняло свое название: «узбекский улус», «узбекское
ханство», «улус шайбани» и «улус абулхаира». поъричине того, что территория улуса в основном была кыпчакской и население состояло преимущественно из кыпчаков, его называли и кыпчакским ханством. в период правления абулхаира в течение более чем 40 лет за ханством закрепилось название ханство
абулхаира.
территория ханства абулхаира с запада простиралась от урала (лика) до на востоке, с юга от аральского моря и нижнего течения сырдарьи до среднего течения тобола и иртыша на севере.
этнический состав населения. о первоначальном составе населения ханства можно судить по
тому, что хан вату передал хану 111ийбани в тюркоязычные племена найманов, буйру- ков и карлуков. кроме того, в избрании абулхаира ханом принимали участие правители более 20 племен. среди них были такие известные тюркоязычные племена, как кият, мангыт, украш-най- ivuih, уйсун, конрат и другие. в
летописи «девяносто два ответвления узбеков» говорится, что в этнический состав ханства абулхаир входили 92 рода и племени. по письменному свидетельству арабского рузбихана исфахани (начало xvi века), в этом ханстве жили кочевые узбеки, каракалпаки и казахи. самые многочисленные из них,
отделившись, стали формироваться как самостоятельные народности.