Папы Римские и франкское государство Развитие раннехристианской церкви в епископальную церковь иерархического характера создало возможность образования центральной, возвышающейся над остальными епископами власти, формирования папства. Однако для реализации этой внутренне присущей церкви тенденции, обеспечения верховной власти одного епископа требовалось изменить отношения между церковью и государственной властью. Папская верховная власть внутри церкви могла быть сформирована лишь под внешним воздействием, по образцу и при содействии централизованной римской рабовладельческой государственной власти. Папство – богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского видимым главой всей Католической церкви. Важным моментом пересечения взаимных интересов христианской церкви и римской рабовладельческой государственной власти следует считать заявление, принятое в Никомедии 30 апреля 311 года, в котором Галерий (305-311), август (император) восточной половины империи, от имени двух своих соправителей отменил приказы, предусматривающие преследование христиан. Уступчивость императора, ранее преследовавшего христиан, объясняется не религиозными, а политическими причинами. Император был вынужден признать, что преследования не достигли своих целей. Так как среди христиан "довольно многие придерживаются своих решений... то мы полагаем, что в отношении их следует проявить готовность к прощению, чтобы они фактически становились христианами и могли объединяться в общины", - говорится в заявлении. Таким образом, высшая политическая власть поняла, что для прекращения сопротивления христиан вместо преследований более целесообразно проявить веротерпимость. "...отменяются все постановления, которые содержались в наших рескриптах, ранее направленных к нашим подданным по делам христиан и оказавшихся полностью неблагодатными... ныне все это утрачивает свою силу, и любой, кто желает следовать правилам религии христиан, отныне может свободно и беспрепятственно, без утеснений и беспокойства исповедовать эту религию... Этим же христианам мы предоставили право свободного и безусловного отправления религиозных обрядов... Подобным же образом мы разрешаем и другим пользоваться ради спокойствия нашего времени правом открытого и свободного отправления религиозных обрядов, чтобы каждый имел возможность свободно избрать и почитать, что ему угодно". Император Константин ради политического спокойствия и единства общества, империи выразил свое положительное отношение к веротерпимости, к полному равноправию между отдельными религиями и вероисповеданиями.
ответить однозначно на вопрос о религии Тюркского каганата практически невозможно, настолько многоликим и мозаичным по культуре, в том числе и по религиозным верованиям, было это государственное образование. В I тысячелетии н. э. на территории современной Центральной Азии происходили сложнейшие этнокультурные процессы, на этой земле возникали и исчезали различные государства, в том числе и Тюркский каганат. Религия начального периода этого государства носила поликонфессиональный характер, включая в себя многочисленные верования самых разных народов, которые оказались в составе этой страны. Да и само государство сложный путь, достаточно сказать, что официально историки выделяют два периода в существовании тюркской государственности: Первый каганат, который существовал с 551 по 659 годы, и Второй – 679 - 744 гг.
В период, когда складывался Тюркский каганат, религия практически для всех народов данного региона была одна – тенгризм. Верховным божеством был Тенгри. По мнению ученых, происхождения самого этого слова связано со скифским божеством, которое воплощалось в образе мифологического героя Таргитая и символизировало верховного бога Вселенной. Неверно считать, что древние тюрки в доисламский период были анимистами, и что их верховным божеством была волчица. Она просто считалась прародительницей некоторых тюркских племен, но не всех, некоторые в таком же качестве почитали барса, быка и т. д. Тюркское государство - Тюркский каганат, религия, культура – пережили в своей истории несколько этапных моментов, одним их которых, безусловно, является принятие ислама, которое сделало религиозный состав населения более однородным. До этого на территории страны тюрков были распространены самые разнообразные верования. Вот некоторые из них. Буддизм начал распространяться среди тюркского населения начиная с китайского Туркестана. Его приняли уйгуры, также известно, что даже на высшем уровне буддизм почитался. Так есть повествования о том, как китайский император Вонг Кунг (570-576) отправлял одному из ханов династии Бумин - Тапу-хану (573-583) подарки, и числе прочих там был перевод на тюркский язык священной книги «Нирвана Сутра» . Среди тюркских народов довольно широко был распространен также маздеизм – разновидность зороастризма, которые признавал существование двух божеств, символизировавших добро и зло. Наиболее широко эта религия развилась в Иране и бухарском регионе. Среди тюрков были и приверженцы различных толков христианства, в частности – манихейства, которое как верование оформилась в результате симбиоза учения Заратустры с христианством и первоначально распространялась неким иранским проповедником по имени Манихей (в некоторых исламских источниках его именуют Манесом) . Благодаря манихейству, у тюрков, например, появился свой уникальный алфавит. Среди тюрков были и сторонники несторианства - патриарха Византии, который отличался в своих религиозных взглядах от классических догматов, а потому был вынужден отказаться от сана. К тюркам проникла и теософия Конфуция, так как приобретение образования в Китае было очень распространенным явлением среди тюркской знати.
Развитие раннехристианской церкви в епископальную церковь иерархического характера создало возможность образования центральной, возвышающейся над остальными епископами власти, формирования папства. Однако для реализации этой внутренне присущей церкви тенденции, обеспечения верховной власти одного епископа требовалось изменить отношения между церковью и государственной властью. Папская верховная власть внутри церкви могла быть сформирована лишь под внешним воздействием, по образцу и при содействии централизованной римской рабовладельческой государственной власти. Папство – богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского видимым главой всей Католической церкви. Важным моментом пересечения взаимных интересов христианской церкви и римской рабовладельческой государственной власти следует считать заявление, принятое в Никомедии 30 апреля 311 года, в котором Галерий (305-311), август (император) восточной половины империи, от имени двух своих соправителей отменил приказы, предусматривающие преследование христиан. Уступчивость императора, ранее преследовавшего христиан, объясняется не религиозными, а политическими причинами. Император был вынужден признать, что преследования не достигли своих целей. Так как среди христиан "довольно многие придерживаются своих решений... то мы полагаем, что в отношении их следует проявить готовность к прощению, чтобы они фактически становились христианами и могли объединяться в общины", - говорится в заявлении. Таким образом, высшая политическая власть поняла, что для прекращения сопротивления христиан вместо преследований более целесообразно проявить веротерпимость. "...отменяются все постановления, которые содержались в наших рескриптах, ранее направленных к нашим подданным по делам христиан и оказавшихся полностью неблагодатными... ныне все это утрачивает свою силу, и любой, кто желает следовать правилам религии христиан, отныне может свободно и беспрепятственно, без утеснений и беспокойства исповедовать эту религию... Этим же христианам мы предоставили право свободного и безусловного отправления религиозных обрядов... Подобным же образом мы разрешаем и другим пользоваться ради спокойствия нашего времени правом открытого и свободного отправления религиозных обрядов, чтобы каждый имел возможность свободно избрать и почитать, что ему угодно". Император Константин ради политического спокойствия и единства общества, империи выразил свое положительное отношение к веротерпимости, к полному равноправию между отдельными религиями и вероисповеданиями.
В период, когда складывался Тюркский каганат, религия практически для всех народов данного региона была одна – тенгризм. Верховным божеством был Тенгри. По мнению ученых, происхождения самого этого слова связано со скифским божеством, которое воплощалось в образе мифологического героя Таргитая и символизировало верховного бога Вселенной. Неверно считать, что древние тюрки в доисламский период были анимистами, и что их верховным божеством была волчица. Она просто считалась прародительницей некоторых тюркских племен, но не всех, некоторые в таком же качестве почитали барса, быка и т. д.
Тюркское государство - Тюркский каганат, религия, культура – пережили в своей истории несколько этапных моментов, одним их которых, безусловно, является принятие ислама, которое сделало религиозный состав населения более однородным. До этого на территории страны тюрков были распространены самые разнообразные верования. Вот некоторые из них. Буддизм начал распространяться среди тюркского населения начиная с китайского Туркестана. Его приняли уйгуры, также известно, что даже на высшем уровне буддизм почитался. Так есть повествования о том, как китайский император Вонг Кунг (570-576) отправлял одному из ханов династии Бумин - Тапу-хану (573-583) подарки, и числе прочих там был перевод на тюркский язык священной книги «Нирвана Сутра» . Среди тюркских народов довольно широко был распространен также маздеизм – разновидность зороастризма, которые признавал существование двух божеств, символизировавших добро и зло. Наиболее широко эта религия развилась в Иране и бухарском регионе. Среди тюрков были и приверженцы различных толков христианства, в частности – манихейства, которое как верование оформилась в результате симбиоза учения Заратустры с христианством и первоначально распространялась неким иранским проповедником по имени Манихей (в некоторых исламских источниках его именуют Манесом) . Благодаря манихейству, у тюрков, например, появился свой уникальный алфавит. Среди тюрков были и сторонники несторианства - патриарха Византии, который отличался в своих религиозных взглядах от классических догматов, а потому был вынужден отказаться от сана. К тюркам проникла и теософия Конфуция, так как приобретение образования в Китае было очень распространенным явлением среди тюркской знати.