Российская и западная медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века)[значимость?][K 1]. Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения[1][неавторитетный источник? 870 дней]. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу cujus regio, ejus religio в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды[уточнить]. Сторонники так называемого долгого Средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, повлёкшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию конца XVIII века, такого же мнения придерживалась советская наука[2]. В последние годы российская медиевистика часто относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV — началу XVI века, либо к середине XVII века[3]:24—25. Наиболее верным является рассмотрение Средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом Нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского Средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина Средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.
1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков 2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития 3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею 4. Основа экономической системы — общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности 5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы 6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует 7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней 8. Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений
Индустриальное общество 1. История движется неравномерно, «скачками» , разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов 2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев 3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее 4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое 5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны 6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество 7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности 8. Важнейшими социальными ценностями признаны и готовность к изменениям, новациям
1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков
2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития
3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею
4. Основа экономической системы — общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы
6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует
7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней
8. Главный регулятор общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений
Индустриальное общество
1. История движется неравномерно, «скачками» , разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев
3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее
4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
8. Важнейшими социальными ценностями признаны и готовность к изменениям, новациям