очень надо! укажіть заходи здійснені під час гетьманування Данила Апостола:
1) розподіл влади на законодавчу, виконавчу, судову.
2) реформував судову систему.
3) запровадив вибори українських урядовців.
4) відновив право гетьмана призначати генеральну старшину і полковників.
5) встановив точний бюджет державних податків
6) утримання 10 російських полків на території України
Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.
Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.
Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством и охотой.
Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и храбрыми воинами.
Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов.
Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Макошь. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.
или так:
Балтославянские индоевропейские племена БалтыСлавяне ВосточныеЗападныеЮжные Поляне(Днепр),ильменские словене (о.Ильмень), Древляне, дреговичи,полочане
Занятия славян: Подсечно- огневая система земледелия Переложная система земледелия Скотоводство Бортничество Охота Рыболовство Ремесло
10 Быт и нравы славян. Быт – повседневная жизнь Нравы- обычаи, уклад общественной жизни
11 Постройки сёл. Сёла стояли на возвышенностях и около рек. Они обносились деревянной стеной и были окружены рвом, залитым водой.
12 Поселок славян.
13 Жилище. Для славян были характерны жилища в виде полуземлянки с бревенчатыми стенами и наземные жилища из брёвен. Внутри жилища располагались лавки вдоль стен и убранство было сходно с убранством крестьянской избы 19 века.
14 Одежда. Ткани ткали из льна, конопли,пряли из шерсти овец и коз. Зимой носили шубы из меха домашних и диких животных. Мужчины носили штаны или рубахи, подпоясанные ремнями. Женщины носили прямые рубахи с одной застёжкой.
15 Верования славян: Язычество- религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени. Народа было множество собственных богов.
16 Боги и святилища. Славяне были язычниками. Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра- Стрибогом, бог огня- Сварогом. Были боги, которым, как думали славяне,подвластны дом и хозяйство человека. Нап- ример : Велес (Волос) был богом скота и скотоводства.На картинке изображено святилище, в котором славяне делают жертвоприношение,чтобы задобрить богов. Это могли быть пища, домашняя птица, скот, в исключительных случаях даже люди.
17 Духи. Славяне верили и поклонялись различным духам.Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а до-ма охраняют заботливые домовые.
18 Амулеты. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми оберегами.
Фактически сложилось в конце XVI в.
Юридическое оформление крепостного права – 1649 г. – «Соборным уложением» крестьянам окончательно запрещены переходы от феодала к феодалу.
1-й этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала – крепостники. Жизнь = 5 гривен. Если умирал без наследников по мужской линии имущество – к феодалу.
2-й этап: время складывания централизованного государства. Ограничение права ухода от феодала к феодалу.
3-й этап: 1497 г. – «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода – Юрьев день осенний – 26 ноября. Введение платы за «пожилое».
4-й этап: 1550 г. – «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».
5-й этап: 1581 г. – введение «заповедных лет» – годов, в которые вообще запрещены переходы. Не ясно, действовали ли они на территории всей Руси. Не ясна периодичность.
6-й этап: 1592 г. – все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат крестьяне. Ряд историков считает, что был издан указ, запрещающий переход от феодала к феодалу (указ не найден).
7-й этап: 1597 г.
1) Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска – 5 лет).
2) Кабальные холопы (рабство за долги) после выплаты долга остаются закрепленными за кредитором.
3) Добровольные холопы (вольный найм) через ½ года работы – полные холопы. И кабальные, и вольные холопы освобождаются только после смерти господина.
8-й этап: 1607 г. – по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска = 15 лет. Те, кто принимал «беглых» – штраф со стороны государства, компенсация старому владельцу.
9-й этап: 1649 г. – юридическое закрепощение по «Соборному уложению»
Закрепощение крестьян осуществлялось двумя путями:
внешнеэкономическим;
экономическим (кабальным).
В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы.
Крестьяне-старожильцы – основное население феодальных вотчин или государственных земель, противопоставляемое »новоприходцам», крестьянам, вновь призванным феодалами в свои имения из других княжеств. Старожильцы – это крестьяне, издавна живущие на земле своего феодала и выполняющие в его пользу определенные феодальные повинности. Старожильцев называют людьми «искони вечными» и «пошлыми», т. е. старинными. Вместе с ликвидацией удельных княжеств исчезает возможность «перезываний» крестьян из княжества в княжество.
Помимо этого, по форме зависимости крестьянин мог быть:
половником – крестьяне-общинники, передававшие феодалам свои участки земли. За право пользоваться землей феодала половники были обязаны отдавать половину своего урожая. Половники имели право по истечении срока договора уйти от землевладельца, погасив задолженность. В Пскове половники делились на изорников-пахарей, огородников и кочетников, т. е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в селе «государя». Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью и при условии выплаты всех долгов;
серебрянником (работать на проценты).
Внешнеэкономическая зависимость проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времени Русской Правды: ограничиваются источники холопства, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.