Роль старших султанов в политико-административной системе управления Каркаралинским и Кокпектинским внешними округами(1824-1868 гг.)
В новой системе политико-административного управления, вводимой во внешних округах, существенная роль отводилась султанам. Обратимся к материалам административно-территориального устройства Каркаралинского и Кокпектинского внешних округов, для определения роли султанов в новой системе местного управления, выявления степени соответствия правового статуса старшего султана во властной иерархии и статуса его реального влияния, механизмов взаимодействия султанов с местным и центральным аппаратом управления. Из среды заслуживших доверие правительства влиятельных чингизидов избирались старшие султаны в Среднем жузе. Компетенция старшего султана приравнивалась земским чиновникам России. В записках неизвестного лица сказано, что старший султан - это земский чиновник, которому «по избранию его родичей вверяется от Российского правительства местное правление». «Он распоряжается всеми к сохранению тишины и порядка и к достижению благосостояния подведомственных ему людей. Все эти дела он проводит через окружной приказ» [1,с.51].
По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. старший султан избирался только султанами, его приравнивали к чину майора российской службы.
Города являлись центрами развития культуры: там открывались школы и развивались ремесла, появлялись мастера самых различных специальностей. В города приезжали торговые люди из других земель, византийские мастера. Каменное строительство, прежде всего церквей, начиналось в городах. Здесь же писались летописи. Грамотность горожан, в основном ремесленников, была выше, чем грамотность сельских жителей. Высокий уровень грамотности горожан подтверждается многими археологическими находками. Берестяные грамоты в большом количестве находят при раскопках Новгорода. На них новгородцы писали друг другу письма, делали хозяйственные заметки, учились писать. Надписи на различных предметах делали ремесленники, девушки подписывали свои веретена. На стенах церквей остались автографы и записи о событиях.
Роль старших султанов в политико-административной системе управления Каркаралинским и Кокпектинским внешними округами(1824-1868 гг.)
В новой системе политико-административного управления, вводимой во внешних округах, существенная роль отводилась султанам. Обратимся к материалам административно-территориального устройства Каркаралинского и Кокпектинского внешних округов, для определения роли султанов в новой системе местного управления, выявления степени соответствия правового статуса старшего султана во властной иерархии и статуса его реального влияния, механизмов взаимодействия султанов с местным и центральным аппаратом управления. Из среды заслуживших доверие правительства влиятельных чингизидов избирались старшие султаны в Среднем жузе. Компетенция старшего султана приравнивалась земским чиновникам России. В записках неизвестного лица сказано, что старший султан - это земский чиновник, которому «по избранию его родичей вверяется от Российского правительства местное правление». «Он распоряжается всеми к сохранению тишины и порядка и к достижению благосостояния подведомственных ему людей. Все эти дела он проводит через окружной приказ» [1,с.51].
По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. старший султан избирался только султанами, его приравнивали к чину майора российской службы.
Города являлись центрами развития культуры: там открывались школы и развивались ремесла, появлялись мастера самых различных специальностей. В города приезжали торговые люди из других земель, византийские мастера. Каменное строительство, прежде всего церквей, начиналось в городах. Здесь же писались летописи. Грамотность горожан, в основном ремесленников, была выше, чем грамотность сельских жителей. Высокий уровень грамотности горожан подтверждается многими археологическими находками. Берестяные грамоты в большом количестве находят при раскопках Новгорода. На них новгородцы писали друг другу письма, делали хозяйственные заметки, учились писать. Надписи на различных предметах делали ремесленники, девушки подписывали свои веретена. На стенах церквей остались автографы и записи о событиях.