ОЧЕНЬ В виде первоначально стимулирующего материала используйте отрывок из воспоминаний советника Тургайского областного управления по
инородческим вопросам И.Крафта (отрывок взят из монографии
Е.Б.Бекмаханова «Присоединение Казахстана к России»).
Рассказ казаха, который записал И.Крафт: «Чтобы иметь понятие об
изобретательности кокандских сборщиков, достаточно привести такой
случай. Встречается закятчи с киргизом и видит, что у него исцарапано лицо.
- Отчего у тебя на лице царапина? – спрашивает закятчи киргиза.
-Да вот проходил через камыш и исцарапался, - отвечает киргиз.
-Я уничтожил твоего врага, - говорит закятчи киргизу, показывая на
срезанный камыш, - ты должен отдать мне барана».
После прочтения отрывка рассказа, попросите учащихся подумать о смысле
этого рассказа и организуйте обсуждение всем классом согласно следующим
наводящим вопросам:
1.Почему казахский шаруа должен отдавать целого барана только за то, что
закятчи срезал камыш?
2.Как вы думаете прав ли закятчи, требуя от казаха барана или будет прав
казах, если откажет отдать барана закятчи? Может ли казах отказать в
закятчи?
ответьте по тексту на следующие вопросы:
1.Как вы думаете, почему в Казахстане между казахским шаруа и
кокандским закятчи оказался возможным диалог именно такого содержания?
2.С какой целью в Казахстане мог оказаться кокандский закятчи? Можете ли
привести два ключевых слов из рассказа, которые подтверждают
утверждение о том, что изобретательность кокандских сборщиков налогов
была направлена на их личное обогащение?
3.Вспомните, какие районы Казахстана были включены в состав царской
России до 40-ых годов XIX века?
2. анализируй «внутренние» причины захватнической политики
среднеазиатских ханств на юге Казахстана
3. опиши внешние факторы, оказавшие влияние на усиление агрессивной
политики среднеазиатских государств на юге Казахстана
4. определи причины и последствия освободительной борьбы казахского
народа против политики среднеазиатских ханств, оценивают роль
руководителей национально-освободительных восстаний
Формативное оценивание. За каждое правильно выполненное задание 2
.
Попросите учащихся выявить не менее 2 причин:
1.агрессивной политики среднеазиатских ханств относительно южного
Казахстана
2. раскола казахов южного Казахстана
3. восстаний казахов южного Казахстана против среднеазиатских ханств
в начале xiii в. произошло объединение кочевых монгольских племен, приступивших к завоевательным . во главе племенного союза встал чингисхан – блестящий полководец и политик. под его руководством монголы завоевали северный китай, среднюю азию, степные территории, простиравшиеся от тихого океана до каспийского моря.
первое столкновение княжеств с монголами произошло в 1223 г., в течение которого монгольский разведывательный отряд спустился с южных склонов кавказских гор и вторгся в половецкие степи. половцы обратились к князьям за . несколько князей откликнулись на этот призыв. -половецкое войско встретилось с монголами на реке калке 31 мая 1223 г. в последовавшей битве князья действовали неслаженно, а часть войска и вовсе не участвовала в битве. что же касается половцев, то они не выдержали натиска монголов и обратились в бегство. в результате битвы -половецкое войско было наголову разгромлено, дружины понесли тяжелые потери: домой вернулся только каждый десятый воин. но монголы не стали вторгаться в пределы руси. они повернули обратно в монгольские степи.