Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу. Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.
Содержание церковной реформы Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение "аллилуйя" вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - "Иисус" вместо "Исус". Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
В 1375 г. был совершен большой поход в Ливонию с участием полочан, литовцев, витебских и смоленских отрядов. В том же году поход был повторен только силами поло-чан. Хронист крестоносцев отмечал, что последствия этого похода ощущались в Динабурге на протяжении целого года.Для более успешной борьбы с ливонскими рыцарями полочане построили недалеко от Динабурга «Новый замок» (современная Друя). Попытки уничтожить его крестоносцы предпринимали в 1376 и 1377 гг. Они обстреливали замок из камнеметов и бомбард, но вынуждены были вернуться назад ни с чем.В дальнейшем князь Андрей был втянут во внутреннюю династическую борьбу и приостановил военные действия против крестоносцев. Жизнь витебского князя Андрея оборвалась на поле боя во время битвы с татарами на реке Ворскле в 1399 г. Староста Давид Городенский. Великую славу в обороне от крестоносцев Белорусского Понеманья приобрел гродненский каштелян (староста) Давид. В 1305 г. вместе с Гедимином он разбил немецкое войско около Гродно.В 1314 г. во время нападения крестоносцев на Новогрудок Давид уничтожил весь их обоз, забрал лошадей и заставил рыцарей бежать. Мало кто из крестоносцев вернулся домой, большинство полегло от голода и преследовавших воинов Давида.Вскоре Давид самостоятельно возглавил поход на Пруссию, а затем на союзную крестоносцам Мазовию. Слава Давида гремела далеко за пределами ВКЛ. В 1322—1324 гг. он Пскову в защите от ливонских и датских рыцарей, доходя до Ревеля (современный Таллинн).В 1326 г. по поручению Гедимина Давид возглавил войско ВКЛ, которое участвовало в совместном с поляками походе на Бранденбург и Франкфурт-на-Одере. Во время этого похода Давид был убит мазовецким рыцарем. По одной из версий, он мстил за разорение Давидом Мазовии, а по другой — был подкуплен крестоносцами.Князь Андрей Полоцкий. В 60—70-е гг. XFV в. ареной борьбы с крестоносцами стали земли Белорусского Подвинья, куда неоднократно совершали походы ливонские рыцари. Центром обороны Подвинья стал Полоцк, где с 1348 г. княжил Андрей Ольгердович. Уже в 1366 г. Полоцку довелось выдержать осаду крестоносцев во главе с ливонским магистром. А в 1373 г. полочане сами совершили поход в Ливонию. В дальнейшем князь Андрей вел борьбу с городом крестоносцев Динабургом (современный Даугавпилс в Латвии), который находился недалеко от Полоцка и постоянно угрожал ему. Не раз силы полочан опустошали окрестности Динабурга и других замков крестоносцев.
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.
Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.
Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.
Содержание церковной реформы
Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение "аллилуйя" вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - "Иисус" вместо "Исус". Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
Староста Давид Городенский. Великую славу в обороне от крестоносцев Белорусского Понеманья приобрел гродненский каштелян (староста) Давид. В 1305 г. вместе с Гедимином он разбил немецкое войско около Гродно.В 1314 г. во время нападения крестоносцев на Новогрудок Давид уничтожил весь их обоз, забрал лошадей и заставил рыцарей бежать. Мало кто из крестоносцев вернулся домой, большинство полегло от голода и преследовавших воинов Давида.Вскоре Давид самостоятельно возглавил поход на Пруссию, а затем на союзную крестоносцам Мазовию. Слава Давида гремела далеко за пределами ВКЛ. В 1322—1324 гг. он Пскову в защите от ливонских и датских рыцарей, доходя до Ревеля (современный Таллинн).В 1326 г. по поручению Гедимина Давид возглавил войско ВКЛ, которое участвовало в совместном с поляками походе на Бранденбург и Франкфурт-на-Одере. Во время этого похода Давид был убит мазовецким рыцарем. По одной из версий, он мстил за разорение Давидом Мазовии, а по другой — был подкуплен крестоносцами.Князь Андрей Полоцкий. В 60—70-е гг. XFV в. ареной борьбы с крестоносцами стали земли Белорусского Подвинья, куда неоднократно совершали походы ливонские рыцари. Центром обороны Подвинья стал Полоцк, где с 1348 г. княжил Андрей Ольгердович. Уже в 1366 г. Полоцку довелось выдержать осаду крестоносцев во главе с ливонским магистром. А в 1373 г. полочане сами совершили поход в Ливонию. В дальнейшем князь Андрей вел борьбу с городом крестоносцев Динабургом (современный Даугавпилс в Латвии), который находился недалеко от Полоцка и постоянно угрожал ему. Не раз силы полочан опустошали окрестности Динабурга и других замков крестоносцев.