самым нормативно-правовым актом был свод законов царя Хаммурапи, где большая часть законов имела божественный характер. Одним из основных постулатов данного свода законов была стабилизация социальной жизни. Была запрещена вендетта, которая, как правило, не имела ни конца, ни края.
Много позже мир узнал о кодексе Юстиниана, наверное, самом популярном своде законов. Здесь речь идет уже не о кровной мести, а о социальных отношениях в торговле, регулировались гражданские отношения между сословиями и межличностные – в семье.
Русская Правда является первым сводом законов на территории Руси, принятая Ярославом Мудрым. Большая часть этого нормативно-правового акта напоминала уголовный кодекс, так как регулировала систему наказаний за кражу, порчу чужого имущества, обман, оскорбление и убийство.
Безусловно, между вышеперечисленными сводами законов есть много сходств. Например, все они защищают высшее сословие, их гражданские права. Наказания – штраф в Русской Правде и убийство в законах Хаммурапи – в большей степени были направлены в адрес низших слоев населения.
Однако, в Русской Правде мы можем наблюдать первым симптомы прогрессивной шкалы налогов, так как размер штрафа варьировался в зависимости от социального положения – высшее сословие платило больше.
Во первых в законах. В отношении людей к царю, все таки в эпоху Ивана IV более чем когда либо его стремительная опричная реформа была направлена против обычных простых людей работающих что бы прокормить семью. В отношении высшего общества к царю. учебник пишет – Грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных. так же неблагоприятные проявления были в экономике страны, разразился хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство многих на окраины. В документах той поры часто встречаются такие записи: “пустоши, что были деревни”, “пашня лесом поросла”. Запустение земель приняло огромные размеры в новгородских и псковских местах, близких к ливонскому фронту, в распашке осталось только 7,5% прежде обрабатываемых земель, в Московском уезде – 16%, сходная картина наблюдалась и в других районах. Откуда же учебник имеет такие точные данные в процентном соотношении мне очень любопытно узнать. Налоги выросли. Курбский пишет – “Взяв однажды налог, посылали взимать все новые и новые подати”. В общем бесчинство опричников в отношении людей.
самым нормативно-правовым актом был свод законов царя Хаммурапи, где большая часть законов имела божественный характер. Одним из основных постулатов данного свода законов была стабилизация социальной жизни. Была запрещена вендетта, которая, как правило, не имела ни конца, ни края.
Много позже мир узнал о кодексе Юстиниана, наверное, самом популярном своде законов. Здесь речь идет уже не о кровной мести, а о социальных отношениях в торговле, регулировались гражданские отношения между сословиями и межличностные – в семье.
Русская Правда является первым сводом законов на территории Руси, принятая Ярославом Мудрым. Большая часть этого нормативно-правового акта напоминала уголовный кодекс, так как регулировала систему наказаний за кражу, порчу чужого имущества, обман, оскорбление и убийство.
Безусловно, между вышеперечисленными сводами законов есть много сходств. Например, все они защищают высшее сословие, их гражданские права. Наказания – штраф в Русской Правде и убийство в законах Хаммурапи – в большей степени были направлены в адрес низших слоев населения.
Однако, в Русской Правде мы можем наблюдать первым симптомы прогрессивной шкалы налогов, так как размер штрафа варьировался в зависимости от социального положения – высшее сословие платило больше.