Отличительной чертой политической системы Третьей республики была министерская нестабильность. С начала XX в. и до Первой мировой войны во Франции четыре раза проводились выборы в Палату депутатов (1902, 1906, 1910 и 1914). За это время у власти сменилось двенадцать кабинетов. Однако такая частая смена правительств не нарушала деятельности административного государственного аппарата. Вновь назначаемый декретом президента республики председатель совета министров и остальные министры не меняли порядка работы как кабинета в целом, так и отдельных министерств.
В 1902—1914 гг. у власти во Франции стояли главным образом кабинеты, возглавляемые радикалами (см. Приложение).
Правительство радикала Эмиля Комба (июнь 1902 г. — январь 1905 г.) основную задачу видело в борьбе с клерикализмом. Кабинет министров отказался регистрировать вновь создаваемые конгрегации — религиозные организации, связанные с различными монашескими орденами. В результате многие из них были распущены. Мало того, в 1904 г. правительство внесло в парламент законопроект о запрещении ранее образованных конгрегации. Наконец, в 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства: упразднялось выделение государственных средств на нужды церкви (отныне она содержалась за счет верующих); гарантировалась свобода отправления религиозных культов при условии обеспечения общественного порядка; государство отказывалось от права вмешиваться в назначение священнослужителей и определение границ между церковными округами; католические священники стали назначаться исключительно римским папой; церковные здания, построенные до 1905 г., переходили в собственность коммун, которые устанавливали плату за пользование ими. Дипломатические отношения Франции с Ватиканом были прерваны.
Отметим, что еще в последней четверти XIX в. во Франции специальным законом было установлено обязательное посещение школы детьми от 7 до 13 лет. Наравне с государственными в стране всегда существовали и частные (религиозные) школы. Закон 1905 г. запретил деятельность религиозных конгрегации в системе частного образования. Была прекращена также существовавшая ранее его финансовая поддержка со стороны государства. Однако проблема финансирования частных школ («школьный вопрос») будет стоять в повестке дня французской внутренней политики на протяжении всего XX в.
Отличительной чертой политической системы Третьей республики была министерская нестабильность. С начала XX в. и до Первой мировой войны во Франции четыре раза проводились выборы в Палату депутатов (1902, 1906, 1910 и 1914). За это время у власти сменилось двенадцать кабинетов. Однако такая частая смена правительств не нарушала деятельности административного государственного аппарата. Вновь назначаемый декретом президента республики председатель совета министров и остальные министры не меняли порядка работы как кабинета в целом, так и отдельных министерств.
В 1902—1914 гг. у власти во Франции стояли главным образом кабинеты, возглавляемые радикалами (см. Приложение).
Правительство радикала Эмиля Комба (июнь 1902 г. — январь 1905 г.) основную задачу видело в борьбе с клерикализмом. Кабинет министров отказался регистрировать вновь создаваемые конгрегации — религиозные организации, связанные с различными монашескими орденами. В результате многие из них были распущены. Мало того, в 1904 г. правительство внесло в парламент законопроект о запрещении ранее образованных конгрегации. Наконец, в 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства: упразднялось выделение государственных средств на нужды церкви (отныне она содержалась за счет верующих); гарантировалась свобода отправления религиозных культов при условии обеспечения общественного порядка; государство отказывалось от права вмешиваться в назначение священнослужителей и определение границ между церковными округами; католические священники стали назначаться исключительно римским папой; церковные здания, построенные до 1905 г., переходили в собственность коммун, которые устанавливали плату за пользование ими. Дипломатические отношения Франции с Ватиканом были прерваны.
Отметим, что еще в последней четверти XIX в. во Франции специальным законом было установлено обязательное посещение школы детьми от 7 до 13 лет. Наравне с государственными в стране всегда существовали и частные (религиозные) школы. Закон 1905 г. запретил деятельность религиозных конгрегации в системе частного образования. Была прекращена также существовавшая ранее его финансовая поддержка со стороны государства. Однако проблема финансирования частных школ («школьный вопрос») будет стоять в повестке дня французской внутренней политики на протяжении всего XX в.