Особенностью Новгородской культуры была её простота и доступность. Она была созвучна вечевым порядкам и соответствовала свободолюбию и высокой политической активностью городского населения.
Каменное зодчество в Новгородской земле, которые освоили здесь русские мастера, утратило свою былую монументальность. Сократилось княжеское правительство. Заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. Их стали строить небольшими и одноглавыми. И эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж.
Своеобразием отличалось и новгородское летописание. В нем фигура князя отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни, участие в ней новгородцев.
Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятия ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умения считать и писать. О широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестовые грамоты, найденные во время археологических раскопок. Они представляли собой письма простых горожан, хозяйственные записи, долговые расписки.
На внутреннюю политику Екатерины оказывали влияние многие обстоятельства. К моменту воцарения Екатерины страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, ощущалась постоянная нехватка денежных средств. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления влияния государственного контроля за экономикой, вовлечения большого числа населения страны не только в свободную экономическую деятельность, но и в политическую жизнь. С другой стороны, нарастало народное недовольство, вылившегося в крестьянскую войну в России. К ужесточению внутренней политики вели свободолюбивые идеи русских просветителей Новикова и Радищева. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой. Одним его направлением были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма», а другим – усиление репрессивных мер.
Екатерина 2 в течение 2-х лет разрабатывала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха, который разработает идеальную систему законов в управлении «просвещенному монарху» должны были оказывать дворяне. Не критикуя места и роли православной церкви, императрица тем не менее (вслед за французскими просветителями) выступила с идеей секуляризации – передачи в государственное управление монастырских и церковных земель. Два миллиона бывших монастырских крестьян были переведены на положение государственных.
Наряду с секуляризацией церковных земель основными мерами Екатерины 2 в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали: 1. Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе; 2. Учреждение дворянского Вольного экономического общества 91765); 3. Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях; 4. Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства (17750; 5. Разрешение всем желающим заводить ткацкие станки и заниматься промыслами (1767); 6. Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771); 7. Разрешение создания вольных типографий (1783); 8. Начало проведения школьной реформы и др. (1786).
Каменное зодчество в Новгородской земле, которые освоили здесь русские мастера, утратило свою былую монументальность. Сократилось княжеское правительство. Заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. Их стали строить небольшими и одноглавыми. И эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж.
Своеобразием отличалось и новгородское летописание. В нем фигура князя отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни, участие в ней новгородцев.
Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятия ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умения считать и писать. О широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестовые грамоты, найденные во время археологических раскопок. Они представляли собой письма простых горожан, хозяйственные записи, долговые расписки.
Екатерина 2 в течение 2-х лет разрабатывала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха, который разработает идеальную систему законов в управлении «просвещенному монарху» должны были оказывать дворяне. Не критикуя места и роли православной церкви, императрица тем не менее (вслед за французскими просветителями) выступила с идеей секуляризации – передачи в государственное управление монастырских и церковных земель. Два миллиона бывших монастырских крестьян были переведены на положение государственных.
Наряду с секуляризацией церковных земель основными мерами Екатерины 2 в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали:
1. Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе;
2. Учреждение дворянского Вольного экономического общества 91765);
3. Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях;
4. Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства (17750;
5. Разрешение всем желающим заводить ткацкие станки и заниматься промыслами (1767);
6. Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771);
7. Разрешение создания вольных типографий (1783);
8. Начало проведения школьной реформы и др. (1786).