Государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян и вятичей. первые сведения о государстве русов относятся к первой трети ix века: в 839 году упомянуты послы кагана народа рос, прибывшие сначала в константинополь, а оттуда ко двору франкского императора людовика благочестивого. в 860 году («повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на константинополь. греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение руси, после которого на руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с аскольдом) приняла христианство. в 862 году (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология летописи) варяги и дружинники рюрика аскольд и дир, направлявшиеся в константинополь, подчинили себе киев, тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки». при этом новгородская и никоновская летописи не связывают аскольда и дира с рюриком, а хроника яна длугоша и густынская летопись называют их потомками кия. существуют две основные гипотезы образования государства. согласно норманской теории, опирающейся на «повесть временных лет» xii века, многочисленные западноевропейские и византийские источники, а также на результаты исследований ономастики и археологии, оно было создано извне варягами — братьями рюриком, синеусом и трувором в 862 году или же родственником рюрика олегом, захватившим киев в 882 году. в то же время некоторые представители норманизма, такие как василий ключевский, называют первоначальной формой государства киевское варяжское княжество аскольда и дира, которое стало центром консолидации восточнославянских племён и княжеств в единое государство, а не новгородское княжество рюрика, которое они называют местным и кратковременным варяжским княжеством. варяги. худ. николай рерих, 1899 антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. основоположником этой теории в считался михаил ломоносов. кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно ), часть антинорманистов, начиная с ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. существуют и промежуточные версии локализации — в финляндии, пруссии, другой части . проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности. в современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни миллером, ни шлёцером, ни карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — широко распространённый в средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. вопросы о том, был ли рюрик реальным лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской науке. западные в целом следуют концепции норманизма. е. а. мельниковой и в. я. петрухиным была создана концепция возникновения киевской руси, раскрывающая важную роль скандинавских торговых дружин в катализации социального расслоения и развития общества восточнославянских и финских народов. данная концепция, признавая варягов скандинавами, а раннюю русь выходцами из скандинавии, отличается от классического норманизма умеренностью в оценке роли скандинавов и комплексным рассмотрением имеющихся археологических, лингвистических и письменных источников. призвание рюрика на княжение рассматривается как фольклорное отражение договорных отношений ( термин «ряд») между племенной знатью восточных славян и финнов с одной стороны и варяжской дружиной во главе с князем — с другой стороны.
Отмена крепостного права в принципе не могла произойти резко и сразу (а именно этого хотели радикально настроенные революционеры). во-первых, большинство крестьян не вышли из зависимости и продолжали выплачивать часть денег за свой выкуп. во-вторых, существовали так называемые крепостные заводы, основанные на труде крепостных - так развивалась промышленность на урале. в-третьих, сельское хозяйство все еще было основной отраслью в стране. конечно же, все это тормозило , и как я уже сказал, давало повод революционерам настраивать народ против царя