- Иго – это политическая и экономическая зависимость Руси от Орды. Татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам или, как называли ее на Руси, “ордынский выход”. Сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. Политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. Князья должны были ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти. Экономическая зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм» , собирали воинов, ремесленников. Большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для русских земель были разрушения и регресс. Иго отбросило русские княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Оно явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства. Исследователи отмечают на Руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» Была создана система зависимости Руси от Золотой Орды 1) Русские князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык -ханскую грамоту на правление. Ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны Орды. Сама процедура получения ярлыка была унизительной. Многие русские князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и погибали в Орде. При такой системе в политическом отношении русские княжества сохраняли автономию и администрацию. Князья, как и прежде, управляли подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. Монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться; 2) Экономическая зависимость русских земель выражалась в том, что ежегодно русские люди должны были выплачивать дань. Экономическое принуждения осуществлялось при четкой системы налогов. В сельской местности был введен поземельныйналог – харадж (поплужное - подать с плуга) , в городах – тамга (торговая пошлина) и т. д. Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платеже населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода. 3) Кроме дани, русские князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов) . Русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.
1. Жуз - исторически сложившееся объединение казахов. Первые упоминания начало XVIII века. Всего образовалось три жуза: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз.
2. Власть хана была неограниченной. В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и области (улусы) рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство Орды носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).
3. Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы:
Земельный Закон (каз. Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
Закон о вдовах (каз. Жесір дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права «Кодекс Касым-хана» (каз. Қасым ханның қасқа жолы — Касыма праведный путь) особенно в области международного права и уложение Есим-хана (каз. Есім ханның ескі жолы — Есима исконный путь). Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном прецеденте.
Академик Алькей Маргулан в статье, посвященной казахскому своду законов, кратко описал его так: «Жеті жарғы» имеет семь разделов:
- Иго – это политическая и экономическая зависимость Руси от Орды. Татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам или, как называли ее на Руси, “ордынский выход”. Сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. Политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. Князья должны были ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти. Экономическая зависимость проявилась в том, что с жителей брали не только дань, но и поплужное, ям, «корм» , собирали воинов, ремесленников. Большинство исследователей ига считают, что итогами монголо-татарского ига для русских земель были разрушения и регресс. Иго отбросило русские княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Оно явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства. Исследователи отмечают на Руси в период ига упадок строительства из камня и исчезновение сложных ремесел, таких как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» Была создана система зависимости Руси от Золотой Орды 1) Русские князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык -ханскую грамоту на правление. Ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны Орды. Сама процедура получения ярлыка была унизительной. Многие русские князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и погибали в Орде. При такой системе в политическом отношении русские княжества сохраняли автономию и администрацию. Князья, как и прежде, управляли подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. Монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться; 2) Экономическая зависимость русских земель выражалась в том, что ежегодно русские люди должны были выплачивать дань. Экономическое принуждения осуществлялось при четкой системы налогов. В сельской местности был введен поземельныйналог – харадж (поплужное - подать с плуга) , в городах – тамга (торговая пошлина) и т. д. Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платеже населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода. 3) Кроме дани, русские князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов) . Русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.
1. Жуз - исторически сложившееся объединение казахов. Первые упоминания начало XVIII века. Всего образовалось три жуза: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз.
2. Власть хана была неограниченной. В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и области (улусы) рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство Орды носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).
3. Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы:
Земельный Закон (каз. Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
Закон о вдовах (каз. Жесір дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права «Кодекс Касым-хана» (каз. Қасым ханның қасқа жолы — Касыма праведный путь) особенно в области международного права и уложение Есим-хана (каз. Есім ханның ескі жолы — Есима исконный путь). Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном прецеденте.
Академик Алькей Маргулан в статье, посвященной казахскому своду законов, кратко описал его так: «Жеті жарғы» имеет семь разделов:
Мүлік заңы (Закон об имуществе)
Қылмыс заңы (О преступлении)
Әскери заң (О воинской обязанности)
Елшілік жоралары (О дипломатии)
Жұртшылық заңы (О гражданских лицах)
Жесір дауы (Спор из-за вдовы)
Құн дауы (Требование компенсации)».