Петр I считается создателем регулярной русской армии, однако в некоторой степени это миф. Петр создал прекрасную армию, но он лишь развил начатое его дедом и отцом. Полки нового строя (или иноземного строя) уже были регулярными и заменили старую поместную конницу.
Луки, стрелы и местнические проблемы: поместная конница
Войска «старого строя» комплектовались по средневековому принципу. Служилые люди «по отечеству» (т.е. по происхождению — дети боярские и дворяне) должны были прибыть по призыву царя на войну «конно, людно и оружно». И так как воин сам обеспечивал военное обучение и вооружение свое собственное и своих боевых холопов, то и характерными чертами этого войска были неопределенность и разношерстность. Всякий раз царь мог лишь примерно представить, что за армия будет за него сражаться: во-первых, непонятно, сколько дворян и холопов точно прибудет вовремя; во-вторых, каковы будут их навыки и вооружение — оно было очень пестрым, каждый вооружался на свой вкус и кошелек, нередко только луком и стрелами. И никаких учений.
Управлять таким войском сложно по меньшей мере из-за его разнообразия, но все усложнялось еще и из-за местнической системы замещения командных должностей — какой-нибудь неразумный юнец назначался сотником потому, что сотником был его отец, и командовал людьми более взрослыми и искусными в ратном деле. В результате страдала дисциплина и все время приходилось решать местнические склоки (а-ля «мой предок знатнее, значит командовать должен я»). Такая поместная армия успешно прогоняла и побеждала татар, но оказалась неэффективной в борьбе с тяжело вооруженными поляками и шведами. Зачастую приходилось избегать прямых столкновений. Так что уже по окончании Смутного времени стало понятно, что России нужна армия нового типа — регулярная и вооруженная огнестрельным оружием. Конечно, у царя уже имелись стрельцы, но этого было мало
Полки иноземного строя
В начале 1630-х гг. царь Михаил Федорович готовился к войне с поляками — предстояло вернуть «под высокую царскую руку» Смоленск, черниговские и новгород-северские земли. Для борьбы на Западе требовались как военные инженеры для организации осады, так и просто воины, хорошо обученные «вогненному бою», то есть обращению с огнестрельным оружием. В 1630 г. правительство объявило набор 2 тысяч детей боярских и дворян в пехотные полки нового строя. Но привыкшие к почетной кавалерийской службе дворяне записываться не спешили: еще чего, жалованье как у безродных стрельцов, и служба пехотная, что мы, хилые боевые холопы, что ли! За полгода набралось всего 60 желающих. Тогда разрешили записываться казакам и татарам, и дело пошло. Вскоре набрали два солдатских полка по 1600 рядовых в каждом и по 176 офицеров («начальных людей)
Со строительства Ярослава Мудрого на Руси начинается интенсивное и непрерывное развитие каменного зодчества. Создание нового обширного киевского «города» рядом со старым городом Владимира, возведение парадных ворот, среди которых выделялись Золотые, возведение кафедрального собора сопровождались и новым приглашением греческих мастеров, и более активной переработкой константинопольской традиции. Мощное и полнокровное искусство выразило величие и, в глазах русских людей того времени, «богоизбранность» киевского государства. В переплетении идей божественной и княжеской власти требования последней были определяющими для характера культуры и характера христианства. Русь обрела новый взгляд на мир, но, вместе с тем, не только не утеряла собственную точку зрения, но и получила дополнительные свидетельства ее избранности и истинности.
Для эпохи характерно глубокое осознание места и роли Руси в мире. Софийский собор Киева, невольно ассоциирующийся с главной святыней Царьграда и несомненно соревнующийся с ней посвящением и грандиозностью, окруженный Георгиевским и Ирининским соборами, соименными Ярославу и его жене, Софийские соборы Новгорода и Полоцка являются для нас драгоценными историческими свидетельствами расцвета культуры Киевской Руси, самим своим художественным уровнем говорящими о ее полнокровии и творческом богатстве.
Софийские соборы Киева, Новгорода и Полоцка стали новаторскими явлениями архитектуры не только Киевской Руси, но и всего общевизантийского круга. Уникальные по своей композиции, они с наибольшей полнотой выразили эпоху. И хотя их структура не повторялась в последующем строительстве, все же их существенные черты были унаследованы постепенно складывавшимся каноническим типом храма
На рубеже XI - XII вв. начинается формирование самостоятельных архитектурных школ Переяславля и Новгорода. Памятники Переяславля обогащают наше представление о древнерусском зодчестве, их композиции свидетельствуют о расширении кругозора зодчих, о новых требованиях заказчиков. Искусство Новгорода долее остальных земель сохраняет великокняжеский характер. Так же как Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде играл большую роль в формировании особенностей вновь строящихся храмов, в образовании художественной традиции, школы.
Петр I считается создателем регулярной русской армии, однако в некоторой степени это миф. Петр создал прекрасную армию, но он лишь развил начатое его дедом и отцом. Полки нового строя (или иноземного строя) уже были регулярными и заменили старую поместную конницу.
Луки, стрелы и местнические проблемы: поместная конница
Войска «старого строя» комплектовались по средневековому принципу. Служилые люди «по отечеству» (т.е. по происхождению — дети боярские и дворяне) должны были прибыть по призыву царя на войну «конно, людно и оружно». И так как воин сам обеспечивал военное обучение и вооружение свое собственное и своих боевых холопов, то и характерными чертами этого войска были неопределенность и разношерстность. Всякий раз царь мог лишь примерно представить, что за армия будет за него сражаться: во-первых, непонятно, сколько дворян и холопов точно прибудет вовремя; во-вторых, каковы будут их навыки и вооружение — оно было очень пестрым, каждый вооружался на свой вкус и кошелек, нередко только луком и стрелами. И никаких учений.
Управлять таким войском сложно по меньшей мере из-за его разнообразия, но все усложнялось еще и из-за местнической системы замещения командных должностей — какой-нибудь неразумный юнец назначался сотником потому, что сотником был его отец, и командовал людьми более взрослыми и искусными в ратном деле. В результате страдала дисциплина и все время приходилось решать местнические склоки (а-ля «мой предок знатнее, значит командовать должен я»). Такая поместная армия успешно прогоняла и побеждала татар, но оказалась неэффективной в борьбе с тяжело вооруженными поляками и шведами. Зачастую приходилось избегать прямых столкновений. Так что уже по окончании Смутного времени стало понятно, что России нужна армия нового типа — регулярная и вооруженная огнестрельным оружием. Конечно, у царя уже имелись стрельцы, но этого было мало
Полки иноземного строя
В начале 1630-х гг. царь Михаил Федорович готовился к войне с поляками — предстояло вернуть «под высокую царскую руку» Смоленск, черниговские и новгород-северские земли. Для борьбы на Западе требовались как военные инженеры для организации осады, так и просто воины, хорошо обученные «вогненному бою», то есть обращению с огнестрельным оружием. В 1630 г. правительство объявило набор 2 тысяч детей боярских и дворян в пехотные полки нового строя. Но привыкшие к почетной кавалерийской службе дворяне записываться не спешили: еще чего, жалованье как у безродных стрельцов, и служба пехотная, что мы, хилые боевые холопы, что ли! За полгода набралось всего 60 желающих. Тогда разрешили записываться казакам и татарам, и дело пошло. Вскоре набрали два солдатских полка по 1600 рядовых в каждом и по 176 офицеров («начальных людей)
Со строительства Ярослава Мудрого на Руси начинается интенсивное и непрерывное развитие каменного зодчества. Создание нового обширного киевского «города» рядом со старым городом Владимира, возведение парадных ворот, среди которых выделялись Золотые, возведение кафедрального собора сопровождались и новым приглашением греческих мастеров, и более активной переработкой константинопольской традиции. Мощное и полнокровное искусство выразило величие и, в глазах русских людей того времени, «богоизбранность» киевского государства. В переплетении идей божественной и княжеской власти требования последней были определяющими для характера культуры и характера христианства. Русь обрела новый взгляд на мир, но, вместе с тем, не только не утеряла собственную точку зрения, но и получила дополнительные свидетельства ее избранности и истинности.
Для эпохи характерно глубокое осознание места и роли Руси в мире. Софийский собор Киева, невольно ассоциирующийся с главной святыней Царьграда и несомненно соревнующийся с ней посвящением и грандиозностью, окруженный Георгиевским и Ирининским соборами, соименными Ярославу и его жене, Софийские соборы Новгорода и Полоцка являются для нас драгоценными историческими свидетельствами расцвета культуры Киевской Руси, самим своим художественным уровнем говорящими о ее полнокровии и творческом богатстве.
Софийские соборы Киева, Новгорода и Полоцка стали новаторскими явлениями архитектуры не только Киевской Руси, но и всего общевизантийского круга. Уникальные по своей композиции, они с наибольшей полнотой выразили эпоху. И хотя их структура не повторялась в последующем строительстве, все же их существенные черты были унаследованы постепенно складывавшимся каноническим типом храма
На рубеже XI - XII вв. начинается формирование самостоятельных архитектурных школ Переяславля и Новгорода. Памятники Переяславля обогащают наше представление о древнерусском зодчестве, их композиции свидетельствуют о расширении кругозора зодчих, о новых требованиях заказчиков. Искусство Новгорода долее остальных земель сохраняет великокняжеский характер. Так же как Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде играл большую роль в формировании особенностей вновь строящихся храмов, в образовании художественной традиции, школы.
Объяснение: