Охарактеризуйте силы участников Куликовской битвы. Расположение войск обеих сторон. Начало битвы. В чём причины победы русских войск на Куликовом поле? Используйте документ на стр.56. Используя схему на стр.53 расскажите об основных этапах битвы
Ататюрк (Ataturk) Мустафа Кемаль (1881, Салоники, - 10.11. 1938, Стамбул), основатель и первый президент (1923-38) Турецкой республики. Фамилию Ататюрк (буквально - "отец турок") получил от Великого национального собрания Турции (ВНСТ) в 1934 при введении фамилий. Родился в семье лесоторговца, бывшего таможенного чиновника. Среднее военное образование получил в Салониках и Монастире (Битоле), высшее - в Стамбуле, где в январе 1905 окончил Академию Генштаба. Участвовал в младотурецком движении, но вскоре после Младотурецкой революции 1908 отошёл от комитета "Единение и прогресс". Воевал на фронтах итало-турецкой (1911-12), 2-й Балканской (1913) и 1-й мировой (1914-18) войн. В 1916 получил чин генерала и титул паши. В 1919 возглавил национально-освободительное движение в Анатолии ("Кемалистская революция"). Под его руководством были проведены в 1919 в Эрзуруме и Сивасе конгрессы буржуазно-революционных обществ "защиты прав" и сформировано в Анкаре (23 апреля 1920) ВНСТ, объявившее себя верховным органом власти. Как председатель ВНСТ, а с сентября 1921 и как верховный главнокомандующий Ататюрк руководил вооруженными силами в освободительной войне против англо-греческой интервенции. За победу в боях при р.Сакарье (23 августа - 13 сентября 1921) ВНСТ присвоило ему звание маршала и титул гази. Под командованием Ататюрка турецкая армия в 1922 разбила интервентов. По инициативе Ататюрка был упразднён султанат (1 ноября 1922), провозглашена республика (29 октября 1923), ликвидирован халифат (3 марта 1924); проведён ряд прогрессивных реформ буржуазно -националистического характера в области государственного и административного устройства, юстиции, культуры и быта. Основанная Ататюрком в 1923 Народная (с 1924 Народно-республиканская) партия, в которой он был пожизненным председателем, выступала против реставраторских попыток феодально-клерикальных и компрадорских кругов. В области внешней политики Ататюрк стремился к поддержанию дружественных отношений между Турцией и Советской Россией.
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарын родился 2 ноября 1841 г. в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского уезда. Будущий просветитель и гуманист, писатель-демократ воспитывался в доме своего деда Балгожи Жанбурчина, одного из самых авторитетных биев своего времени.
В девять лет Ибрай был определен в Оренбургскую первую особую школу для казахских детей. В 1857 г. Ибрай Алтынсарин, закончив школу, был оставлен при Оренбургском областном начальнике в качестве переводчика.
Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения классиков мировой литературы — Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Навои, Фирдоуси и многих других.
В 1860 г. Алтынсарину удалось покинуть Оренбург и перевестись в крепость Торгай, на учительскую работу. При его непосредственном участии в 1864 г. там была открыта начальная школа для казахских детей. С этого момента начинается просветительская и педагогическая деятельность И.Алтынсарина. Наряду с этой деятельностью ему приходилось вести и другую работу. С 1868 по 1874 г. Алтынсарин был делопроизводителем Торгайского управления, долгое время работал уездным судьей начальника уезда, а в отсутствие последнего — выполнял его обязанности.
И все же организаторские Алтынсарина, его талант педагога и просветителя полностью раскрылись в тот период, когда он занимал руководящие посты в системе народного образования.
Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 г. волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 г. И.Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. В это же время, при непосредственном участии Алтынсарина, была открыта учительская семинария в городе Орске и ремесленное училище в Торгае.
И.Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных И.Алтынсариным книг входят: "Казахская хрестоматия" в двух частях (1879), "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку"(1879) и "Мактубат" ("Хрестоматия"), относящаяся к 1889 г.
Литературное наследие Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы.
Переводы И Алтынсарина положили начало басенному жанру в казахской художественной литературе становлению казахского литературного языка. Басни И.А.Крылова, переложенные на казахский язык И.Алтынсариным, были предназначены прежде всего для детей школьного возраста и стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения. В "Хрестоматию", написанную Алтынсариным, вошли также его переводы Л.Н.Толстого, К.Ушинского, В.Даля и других русских писателей и поэтов.
Многосторонняя деятельность И.Алтынсарина экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа. И.Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, писателем и общественным деятелем, внесшим большой вклад в дело приобщения казахов к передовой, демократической
Ататюрк (Ataturk) Мустафа Кемаль (1881, Салоники, - 10.11. 1938, Стамбул), основатель и первый президент (1923-38) Турецкой республики. Фамилию Ататюрк (буквально - "отец турок") получил от Великого национального собрания Турции (ВНСТ) в 1934 при введении фамилий. Родился в семье лесоторговца, бывшего таможенного чиновника. Среднее военное образование получил в Салониках и Монастире (Битоле), высшее - в Стамбуле, где в январе 1905 окончил Академию Генштаба. Участвовал в младотурецком движении, но вскоре после Младотурецкой революции 1908 отошёл от комитета "Единение и прогресс". Воевал на фронтах итало-турецкой (1911-12), 2-й Балканской (1913) и 1-й мировой (1914-18) войн. В 1916 получил чин генерала и титул паши. В 1919 возглавил национально-освободительное движение в Анатолии ("Кемалистская революция"). Под его руководством были проведены в 1919 в Эрзуруме и Сивасе конгрессы буржуазно-революционных обществ "защиты прав" и сформировано в Анкаре (23 апреля 1920) ВНСТ, объявившее себя верховным органом власти. Как председатель ВНСТ, а с сентября 1921 и как верховный главнокомандующий Ататюрк руководил вооруженными силами в освободительной войне против англо-греческой интервенции. За победу в боях при р.Сакарье (23 августа - 13 сентября 1921) ВНСТ присвоило ему звание маршала и титул гази. Под командованием Ататюрка турецкая армия в 1922 разбила интервентов. По инициативе Ататюрка был упразднён султанат (1 ноября 1922), провозглашена республика (29 октября 1923), ликвидирован халифат (3 марта 1924); проведён ряд прогрессивных реформ буржуазно -националистического характера в области государственного и административного устройства, юстиции, культуры и быта. Основанная Ататюрком в 1923 Народная (с 1924 Народно-республиканская) партия, в которой он был пожизненным председателем, выступала против реставраторских попыток феодально-клерикальных и компрадорских кругов. В области внешней политики Ататюрк стремился к поддержанию дружественных отношений между Турцией и Советской Россией.
Объяснение:
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарын родился 2 ноября 1841 г. в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского уезда. Будущий просветитель и гуманист, писатель-демократ воспитывался в доме своего деда Балгожи Жанбурчина, одного из самых авторитетных биев своего времени.
В девять лет Ибрай был определен в Оренбургскую первую особую школу для казахских детей. В 1857 г. Ибрай Алтынсарин, закончив школу, был оставлен при Оренбургском областном начальнике в качестве переводчика.
Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения классиков мировой литературы — Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Навои, Фирдоуси и многих других.
В 1860 г. Алтынсарину удалось покинуть Оренбург и перевестись в крепость Торгай, на учительскую работу. При его непосредственном участии в 1864 г. там была открыта начальная школа для казахских детей. С этого момента начинается просветительская и педагогическая деятельность И.Алтынсарина. Наряду с этой деятельностью ему приходилось вести и другую работу. С 1868 по 1874 г. Алтынсарин был делопроизводителем Торгайского управления, долгое время работал уездным судьей начальника уезда, а в отсутствие последнего — выполнял его обязанности.
И все же организаторские Алтынсарина, его талант педагога и просветителя полностью раскрылись в тот период, когда он занимал руководящие посты в системе народного образования.
Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 г. волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 г. И.Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. В это же время, при непосредственном участии Алтынсарина, была открыта учительская семинария в городе Орске и ремесленное училище в Торгае.
И.Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных И.Алтынсариным книг входят: "Казахская хрестоматия" в двух частях (1879), "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку"(1879) и "Мактубат" ("Хрестоматия"), относящаяся к 1889 г.
Литературное наследие Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы.
Переводы И Алтынсарина положили начало басенному жанру в казахской художественной литературе становлению казахского литературного языка. Басни И.А.Крылова, переложенные на казахский язык И.Алтынсариным, были предназначены прежде всего для детей школьного возраста и стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения. В "Хрестоматию", написанную Алтынсариным, вошли также его переводы Л.Н.Толстого, К.Ушинского, В.Даля и других русских писателей и поэтов.
Многосторонняя деятельность И.Алтынсарина экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа. И.Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, писателем и общественным деятелем, внесшим большой вклад в дело приобщения казахов к передовой, демократической