. Охарактеризуйте ситуацию в мордовских землях накануне вторжения монголо-татарских войск. Почему мордовские князья Пургас и Пуреш выбрали разную линию поведения в отношениях с Русью и монголами?
Процесс обмирщения культуры, выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.
Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина и др.
Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.
Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума — автобиографии вдохновителя движения старообрядцев.
На протяжении столетия появляются разнообразные повести, рисующие повседневную жизнь простых людей, — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».
В XVII в. существенным изменениям подверглась архитектура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кирпичное строительство.
Для украшения зданий использовали многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам нарядный вид. Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле «нарышкинского барокко», отличавшихся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции.
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи) . Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые, врачи, художники, которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники.
Полузависимые (полусвободные) люди. Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерд (мн. смерды) — категория населения, находящийся вне общинной организации, зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.
Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп) , а со временем всех невольных людей.
Холопы, категория феодально-зависимых людей в России 10 - начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «Холопы» впервые встречается в летописи под 986. В 11-12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр. Он также нёс ответственность за действия Холопов: оскорбление свободных, кражу и т. д. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.
Процесс обмирщения культуры, выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.
Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина и др.
Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.
Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума — автобиографии вдохновителя движения старообрядцев.
На протяжении столетия появляются разнообразные повести, рисующие повседневную жизнь простых людей, — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».
В XVII в. существенным изменениям подверглась архитектура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кирпичное строительство.
Для украшения зданий использовали многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам нарядный вид. Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле «нарышкинского барокко», отличавшихся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции.
Объяснение: Взято с Всемирной истории. :)
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи) . Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые, врачи, художники, которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники.
Полузависимые (полусвободные) люди. Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерд (мн. смерды) — категория населения, находящийся вне общинной организации, зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.
Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп) , а со временем всех невольных людей.
Холопы, категория феодально-зависимых людей в России 10 - начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «Холопы» впервые встречается в летописи под 986. В 11-12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги и пр. Он также нёс ответственность за действия Холопов: оскорбление свободных, кражу и т. д. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.