Во второй половине XVII в. в среде образованных людей утвердилось стремление найти разумное объяснения всех явлений природы и человеческой жизни. В своих исследованиях они уже не опирались на религию. По человеческим разумом признавалась полностью познавать и объяснять мир. Мировоззрение, согласно которому основным средством познания и критерием истины является разум человека, а не Божественное откровение и опыт, называется рационалистическим.
Доминирование рационализма в сознании образованных людей дало мощный толчок к обретению знаний. Наука XVII в. еще не имела узкой специализации: ученые не делились на математиков, физиков, философов и т.д. Они работали одновременно во многих отраслях. Ими были сформулированы новые принципы научных исследований; наука получила знания из эксперимента и заговорила языком математических формул.
Популярность науки возросла настолько, что в Англии создали специальное общество под руководством самого короля, а во Франции по инициативе правительства - Академию наук. Оказывалась поддержка научным изданием.
Рост авторитета науки все больше убеждало в мощи человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым. Просвещением стали называть распространения ума. Значительное количество образованных людей была убеждена, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства к справедливому обществу. Человек XVIII века, как никогда в считала себя хозяином собственной судьбы.
Родиной Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировал прогресс науки и знаний. Выдающиеся английские ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем Бенедикт (Барух) Спиноза и немцем Готфридом Лейбницем заложили фундамент идей Просвещения.
Сравним Екатерину 2 и Екатерину 1: При правлении Екатерины 1 государством управлял верховный совет, для государства лично сама Екатерина 1 ничего не сделала, она любила выпить, устраивать всяческие балы.Государственная деятельность Екатерины 1, в большинстве, ограничивалась подписанием бумаг. Хотя императрица, в некоторой мере, интересовалась делами флота. Фактически же, от её имени, правил Верховный тайный совет. Этот орган был создан незадолго после восхождения Екатерины на престол и состоял из: А. Меньшикова, Г. Головкина, Ф. Апраксина, Д. Голицына, П. Толстого, и А. Остермана. Главную роль в совете и в государстве играл Меньшиков. Правление новой императрицы началось с уменьшения податей и помилования многих заключенных и сосланных. Первая мера была связана с повышением цен и опасением недовольства. Ликвидировались некоторые реформы Петра 1. Например, существенно уменьшилась роль Сената, и были упразднены органы местной власти, которые сменились властью воевод. Но была образована Комиссия из генералитета и флагманов, что должна была заботиться о благоустройстве войск. Глубоких реформ при правлении Екатерины 1 не произошло, поскольку в Верховном тайном совете точилась острая борьба за власть. Тем не менее, саму императрицу народ любил. Часто в её передней толпилось много простых людей с различными Она их принимала, давала милостыню, а для кого-то даже стала кумой. Кроме того, во времена правления второй жены Петра Великого закончено организацию Академии наук и реализовано экспедицию Беринга на Камчатку. Екатерина 2 Российская императрица в 1762–1796 гг. Урожденная принцесса Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. В феврале 1744 г. по приглашению императрицы Елизаветы Петровны прибыла в Россию, в 1745 г. обвенчана с наследником престола Петром Федоровичем (будущим Петром III). С юности отличалась склонностью к серьезной литературе, читала Вольтера, Дидро, других. просветителей. В 1762 г. свергла Петра III и заняла престол. Осуществила ряд реформ: реорганизацию Сената (1763), секуляризацию церковных земель (1763–1764), упразднение гетманства на Украине (1764), губернскую реформа (1775). Издала Жалованные грамоты дворянству и городам (1785), ликвидировала Запорожскую Сечь (1775), прикрепила к земле украинских крестьян (1783), переселила украинских казаков на Кубань (1791). В 1764–1765 гг. составила «Наказ» для созванной в 1767–1768 гг. Уложенной комиссии, однако попытка создания нового Уложения закончилась неудачей из-за невозможности согласовать интересы сословий и преодолеть сопротивление дворян смягчению крепостного права. Екатерина была противницей меркантилизма и стремилась сократить вмешательство государства в экономику, боролась с торговыми монополиями, отменила откупа. В ее царствование Россия вела успешные войны с Турцией (1774–1768 и 1787–1791), присоединила Крым, Кубань, побережье Черного моря до Днестра, участвовала в разделах Польши, присоединила Литву, Белоруссию, Правобережную Украину. Екатерина II проводила политику просвещенного абсолютизма, переписывалась с просветителями, содействовала развитию русской культуры. Имела множество фаворитов (до 15), но, хотя среди них были выдающиеся государственные деятели, например Г. А. Потемкин, всегда правила самостоятельно.
1. Начало эпохи Просвещения
Во второй половине XVII в. в среде образованных людей утвердилось стремление найти разумное объяснения всех явлений природы и человеческой жизни. В своих исследованиях они уже не опирались на религию. По человеческим разумом признавалась полностью познавать и объяснять мир. Мировоззрение, согласно которому основным средством познания и критерием истины является разум человека, а не Божественное откровение и опыт, называется рационалистическим.
Доминирование рационализма в сознании образованных людей дало мощный толчок к обретению знаний. Наука XVII в. еще не имела узкой специализации: ученые не делились на математиков, физиков, философов и т.д. Они работали одновременно во многих отраслях. Ими были сформулированы новые принципы научных исследований; наука получила знания из эксперимента и заговорила языком математических формул.
Популярность науки возросла настолько, что в Англии создали специальное общество под руководством самого короля, а во Франции по инициативе правительства - Академию наук. Оказывалась поддержка научным изданием.
Рост авторитета науки все больше убеждало в мощи человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым. Просвещением стали называть распространения ума. Значительное количество образованных людей была убеждена, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства к справедливому обществу. Человек XVIII века, как никогда в считала себя хозяином собственной судьбы.
Родиной Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировал прогресс науки и знаний. Выдающиеся английские ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем Бенедикт (Барух) Спиноза и немцем Готфридом Лейбницем заложили фундамент идей Просвещения.
При правлении Екатерины 1 государством управлял верховный совет, для государства лично сама Екатерина 1 ничего не сделала, она любила выпить, устраивать всяческие балы.Государственная деятельность Екатерины 1, в большинстве, ограничивалась подписанием бумаг. Хотя императрица, в некоторой мере, интересовалась делами флота. Фактически же, от её имени, правил Верховный тайный совет. Этот орган был создан незадолго после восхождения Екатерины на престол и состоял из: А. Меньшикова, Г. Головкина, Ф. Апраксина, Д. Голицына, П. Толстого, и А. Остермана. Главную роль в совете и в государстве играл Меньшиков.
Правление новой императрицы началось с уменьшения податей и помилования многих заключенных и сосланных. Первая мера была связана с повышением цен и опасением недовольства. Ликвидировались некоторые реформы Петра 1. Например, существенно уменьшилась роль Сената, и были упразднены органы местной власти, которые сменились властью воевод. Но была образована Комиссия из генералитета и флагманов, что должна была заботиться о благоустройстве войск.
Глубоких реформ при правлении Екатерины 1 не произошло, поскольку в Верховном тайном совете точилась острая борьба за власть. Тем не менее, саму императрицу народ любил. Часто в её передней толпилось много простых людей с различными Она их принимала, давала милостыню, а для кого-то даже стала кумой. Кроме того, во времена правления второй жены Петра Великого закончено организацию Академии наук и реализовано экспедицию Беринга на Камчатку.
Екатерина 2 Российская императрица в 1762–1796 гг. Урожденная принцесса Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. В феврале 1744 г. по приглашению императрицы Елизаветы Петровны прибыла в Россию, в 1745 г. обвенчана с наследником престола Петром Федоровичем (будущим Петром III). С юности отличалась склонностью к серьезной литературе, читала Вольтера, Дидро, других. просветителей. В 1762 г. свергла Петра III и заняла престол. Осуществила ряд реформ: реорганизацию Сената (1763), секуляризацию церковных земель (1763–1764), упразднение гетманства на Украине (1764), губернскую реформа (1775). Издала Жалованные грамоты дворянству и городам (1785), ликвидировала Запорожскую Сечь (1775), прикрепила к земле украинских крестьян (1783), переселила украинских казаков на Кубань (1791). В 1764–1765 гг. составила «Наказ» для созванной в 1767–1768 гг. Уложенной комиссии, однако попытка создания нового Уложения закончилась неудачей из-за невозможности согласовать интересы сословий и преодолеть сопротивление дворян смягчению крепостного права. Екатерина была противницей меркантилизма и стремилась сократить вмешательство государства в экономику, боролась с торговыми монополиями, отменила откупа. В ее царствование Россия вела успешные войны с Турцией (1774–1768 и 1787–1791), присоединила Крым, Кубань, побережье Черного моря до Днестра, участвовала в разделах Польши, присоединила Литву, Белоруссию, Правобережную Украину. Екатерина II проводила политику просвещенного абсолютизма, переписывалась с просветителями, содействовала развитию русской культуры. Имела множество фаворитов (до 15), но, хотя среди них были выдающиеся государственные деятели, например Г. А. Потемкин, всегда правила самостоятельно.