XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.
В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:
начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;
человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;
вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;
заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.
Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить связь с Традиционалисты, сторонники старины упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая по сравнению с веками социально-политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на авансцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы на городкие восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала.
Реконструкция древней политической истории казахов, роли ханов, биев и батыров во взаимоотношениях с соседними народами и государствами являются важнейшей задачей ученых Института востоковедения. Бесценными в этом плане представляются устные источники, в которых мы черпаем различные сведения о событиях материального быта наших предков, их домашней утвари, одежде, вооружении. Важно отметить, что именно благодаря сохранившейся устной традиции казахов мы сегодня имеем возможность изучать историю с позиции собственно народных оценок (взгляд изнутри), выявлять закономерности их происхождения, влияния на сегодняшний день, изучать вклад выдающихся личностей в развитие казахской государственности. При этом многие спорные моменты в истории казахов разрешать именно дастаны, шежире, предания и песни-жырау. В них зачастую мы находим подтверждение данным археологической науки, рукописным источникам XVIII-XIX веков и более древним письменным материалам на персидском и тюркском языках. К устной исторической традиции относятся такие жанры казахского фольклора, как исторические дастаны (тарихи жырлар), героические дастаны (батырлық жырлар), исторические песни (тарихи өлең), генеалогия (шежіре), законы, предания, песни-жырау (толғау). Например, в дастанах казахских акынов описаны исторические события XVII-XIX веков. Это исторические песни, сложенные в честь ханов Абылая, Кенесары, батыров Бекета, Исатая, Махамбета и многих других достойных сынов казахского народа. Продолжают традицию устного народного творчества богатырские эпосы. Они с большей близостью к реальности воспевают те или иные события и с большим содержанием лирически субъективной оценки этих событий в форме хвалы или порицания. Эпос крайне интересен в изучении, так как отражает национальное так, как оно отложилось в памяти самого народа. В них мы находим подробности об общественных и бытовых отношениях казахов, обычаях, верованиях и общественных идеалах, царивших в те времена. В исторических дастанах (тарихи жырлар) уже описываются взаимоотношения казахов с соседними народами - войны, союзные отношения, родоплеменной состав жителей, вынужденные перекочевки. Исторические дастаны, дошедшие до наших дней, в основном касаются событий XVII-XVIII веков. То есть времени правления хана Тауке, закона «Жеті жарғы», джунгаро-калмыкских войн, истории Толе-би, ханов Жанибека, Касыма, Абулмамбета, Абылая, героических деяний батыров Каракерея, Кабанбая и других.
XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.
В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:
начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;
человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;
вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;
заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.
Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить связь с Традиционалисты, сторонники старины упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая по сравнению с веками социально-политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на авансцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы на городкие восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала.
Реконструкция древней политической истории казахов, роли ханов, биев и батыров во взаимоотношениях с соседними народами и государствами являются важнейшей задачей ученых Института востоковедения. Бесценными в этом плане представляются устные источники, в которых мы черпаем различные сведения о событиях материального быта наших предков, их домашней утвари, одежде, вооружении. Важно отметить, что именно благодаря сохранившейся устной традиции казахов мы сегодня имеем возможность изучать историю с позиции собственно народных оценок (взгляд изнутри), выявлять закономерности их происхождения, влияния на сегодняшний день, изучать вклад выдающихся личностей в развитие казахской государственности. При этом многие спорные моменты в истории казахов разрешать именно дастаны, шежире, предания и песни-жырау. В них зачастую мы находим подтверждение данным археологической науки, рукописным источникам XVIII-XIX веков и более древним письменным материалам на персидском и тюркском языках. К устной исторической традиции относятся такие жанры казахского фольклора, как исторические дастаны (тарихи жырлар), героические дастаны (батырлық жырлар), исторические песни (тарихи өлең), генеалогия (шежіре), законы, предания, песни-жырау (толғау). Например, в дастанах казахских акынов описаны исторические события XVII-XIX веков. Это исторические песни, сложенные в честь ханов Абылая, Кенесары, батыров Бекета, Исатая, Махамбета и многих других достойных сынов казахского народа. Продолжают традицию устного народного творчества богатырские эпосы. Они с большей близостью к реальности воспевают те или иные события и с большим содержанием лирически субъективной оценки этих событий в форме хвалы или порицания. Эпос крайне интересен в изучении, так как отражает национальное так, как оно отложилось в памяти самого народа. В них мы находим подробности об общественных и бытовых отношениях казахов, обычаях, верованиях и общественных идеалах, царивших в те времена. В исторических дастанах (тарихи жырлар) уже описываются взаимоотношения казахов с соседними народами - войны, союзные отношения, родоплеменной состав жителей, вынужденные перекочевки. Исторические дастаны, дошедшие до наших дней, в основном касаются событий XVII-XVIII веков. То есть времени правления хана Тауке, закона «Жеті жарғы», джунгаро-калмыкских войн, истории Толе-би, ханов Жанибека, Касыма, Абулмамбета, Абылая, героических деяний батыров Каракерея, Кабанбая и других.