Анализ истории Российской Империи XIX века показывает общность и закономерность явлений и процессов, присущих всем странам Европы этой эпохи. XIX век стал веком промышленной революции. Европа успешно перешла от мануфактурного производства к машинному. Промышленные сдвиги, начавшиеся в Великобритании в 80-х годах XVIII столетия, к 30-м годам XIX века охватили европейские страны. Известно, что промышленная революция началась в Великобритании с достижений и открытий в текстильной отрасли производства. «Летучий челнок» Джона Кея, механическая прялка «Денни» Джеймса Харгривса, водяная механическая прядильная машина Ричарда Аркрайта, мюль-машина К. Вуда, механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, паровой двигатель двойного действия Джеймса Уатта - таков перечень технических изобретений, внедряемых в производство в конце XVIII - начале XIX вв. Вслед за текстильными отраслями, где наиболее благоприятно сказались достижения промышленной революции, стали развиваться металлургия и машиностроение. Преобразования в промышленности потребовали развития путей сообщения. В 1807 году первый рейс по реке Гудзон совершил пароход Роберта Фултона; через 12 лет, в 1819 году, пароход уже пересек Атлантику. 15 сентября 1830 года началось движение по первой железной дороге Манчестер-Ливерпуль. Новые технические изобретения и научные открытия в XIX веке привели к развитию электротехники, химической промышленности, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки, что привело к изменению структуры промышленного производства европейских стран. К 1870 году индустриальные перевороты произошли во Франции, Бельгии, Австро-Венгрии, Германии. Техническая революция не обошла и Россию. В 1-й половине XIX века Россия подходила к тому этапу в развитии производительных сил, при котором она стала быстро превращаться в страну электротехники, машинного производства и развивающейся индустриально-фабричной системы. Все эти изменения оказали значительное влияние на темпы экономического роста. За 1870 - 1900 годы, например, мировое промышленное производство выросло в 4 раза. Изменилось и качество экономического роста. К последней трети XIX века определилось важнейшее его свойство. Технический прогресс, опирающийся на научные открытия, впервые стал непосредственным фактором экономического развития, а развитие промышленности привело к фундаментальным социальным переменам. Города, количество которых резко возросло, стали центрами общественной жизни. Изменялась социальная структура европейских государств: формировался класс промышленной буржуазии, представленной владельцами капиталов и средств производства, возник промышленный рабочий класс, для которого его рабочая сила, а значит, и плата за нее были основными источниками существования, и, наконец, выросла численность среднего класса (предприниматели, коммерсанты, инженеры, служащие, чиновники госслужб и аппарата управления).
Как ты улицу назовешь ..." Киевовед Лидия Пономаренко уже сорок пять лет исследует, когда и как появлялись наименование местностей и улиц
images
Как-то остановила такси и по водителя подвезти до оперного театра. "Где вам удобнее выйти на Фундуклеевской?" - перес тот. Видимо, хотел озадачить меня - почему-то был уверен, что я никогда даже и не слышала о такой улице. Впрочем, многим известно, что, например, нынешняя улица Богдана Хмельницкого была Фундуклеевской 50 лет: с 1869-го до 1919-го. Назвали ее в честь киевского губернатора Ивана Фундуклея, который много сделал для развития Киева. В частности, на его средства была открыта женская гимназия. Но за названия во все времена шла ожесточенная идеологическая борьба. Яркий тому пример - Фундуклеевская - в 1919-м получила имя Ленина. Хотя коренные киевляне принимали старое название. Так же, как улицу Свердлова упорно именовали Прорезной. И горожанам не безразлично наименование местности или даже переулка, где они живут или работают. Поэтому и интересуются топонимикой: наукой, которая изучает названия географических объектов. И книги по этой тематике раскупают почти мгновенно. Киевовед Лидия Пономаренко сейчас готовит к печати своеобразную топонимическую энциклопедию.
Она умело отделяет легенды от исторических фактов
Лидия Антоновна посвятила истории нашего города более двухсот публикаций в прессе. Уже сорок пять лет занимается геодезией, картами, схемами. Соавтор книги "Улицы Киева", изданной в 1995 году, и короткого топонимического справочника "Киев", напечатанного в 2003 году. Лидия Пономаренко - член городского Комиссии по во наименований и памятных знаков с 1970-м. И в свои 84 не оставляет любимого дела: работает над новым изданием "История Киева в географических названиях". В этом научно-популярном справочнике будут подробные объяснения, почему так или иначе называются столичные районы, жилые массивы, улицы, площади, острова, озера. Краевед приступила к нелегкому труду, потому что очень любит наш город. А еще имеет немалый стаж исследовательской работы и умело отделяет легенды от исторических фактов. Часами может рассказывать, кто, когда и как именовал и переименовывал местности и магистрали нашего мегаполиса.
- Географические названия, - объясняет Лидия Антоновна, - появились в начале цивилизации, задолго до возникновения письменности. Сначала получили имя долины, горы, водоемы, а впоследствии поселения, улицы. Они, как новорожденные, не выбираю себе имен. Детям их дают родители, а местности испокон веков называл народ.
XIX век стал веком промышленной революции. Европа успешно перешла от мануфактурного производства к машинному. Промышленные сдвиги, начавшиеся в Великобритании в 80-х годах XVIII столетия, к 30-м годам XIX века охватили европейские страны.
Известно, что промышленная революция началась в Великобритании с достижений и открытий в текстильной отрасли производства. «Летучий челнок» Джона Кея, механическая прялка «Денни» Джеймса Харгривса, водяная механическая прядильная машина Ричарда Аркрайта, мюль-машина К. Вуда, механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, паровой двигатель двойного действия Джеймса Уатта - таков перечень технических изобретений, внедряемых в производство в конце XVIII - начале XIX вв. Вслед за текстильными отраслями, где наиболее благоприятно сказались достижения промышленной революции, стали развиваться металлургия и машиностроение.
Преобразования в промышленности потребовали развития путей сообщения. В 1807 году первый рейс по реке Гудзон совершил пароход Роберта Фултона; через 12 лет, в 1819 году, пароход уже пересек Атлантику. 15 сентября 1830 года началось движение по первой железной дороге Манчестер-Ливерпуль.
Новые технические изобретения и научные открытия в XIX веке привели к развитию электротехники, химической промышленности, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки, что привело к изменению структуры промышленного производства европейских стран. К 1870 году индустриальные перевороты произошли во Франции, Бельгии, Австро-Венгрии, Германии.
Техническая революция не обошла и Россию. В 1-й половине XIX века Россия подходила к тому этапу в развитии производительных сил, при котором она стала быстро превращаться в страну электротехники, машинного производства и развивающейся индустриально-фабричной системы.
Все эти изменения оказали значительное влияние на темпы экономического роста. За 1870 - 1900 годы, например, мировое промышленное производство выросло в 4 раза. Изменилось и качество экономического роста. К последней трети XIX века определилось важнейшее его свойство. Технический прогресс, опирающийся на научные открытия, впервые стал непосредственным фактором экономического развития, а развитие промышленности привело к фундаментальным социальным переменам.
Города, количество которых резко возросло, стали центрами общественной жизни. Изменялась социальная структура европейских государств: формировался класс промышленной буржуазии, представленной владельцами капиталов и средств производства, возник промышленный рабочий класс, для которого его рабочая сила, а значит, и плата за нее были основными источниками существования, и, наконец, выросла численность среднего класса (предприниматели, коммерсанты, инженеры, служащие, чиновники госслужб и аппарата управления).
Как ты улицу назовешь ..." Киевовед Лидия Пономаренко уже сорок пять лет исследует, когда и как появлялись наименование местностей и улиц
images
Как-то остановила такси и по водителя подвезти до оперного театра. "Где вам удобнее выйти на Фундуклеевской?" - перес тот. Видимо, хотел озадачить меня - почему-то был уверен, что я никогда даже и не слышала о такой улице. Впрочем, многим известно, что, например, нынешняя улица Богдана Хмельницкого была Фундуклеевской 50 лет: с 1869-го до 1919-го. Назвали ее в честь киевского губернатора Ивана Фундуклея, который много сделал для развития Киева. В частности, на его средства была открыта женская гимназия. Но за названия во все времена шла ожесточенная идеологическая борьба. Яркий тому пример - Фундуклеевская - в 1919-м получила имя Ленина. Хотя коренные киевляне принимали старое название. Так же, как улицу Свердлова упорно именовали Прорезной. И горожанам не безразлично наименование местности или даже переулка, где они живут или работают. Поэтому и интересуются топонимикой: наукой, которая изучает названия географических объектов. И книги по этой тематике раскупают почти мгновенно. Киевовед Лидия Пономаренко сейчас готовит к печати своеобразную топонимическую энциклопедию.
Она умело отделяет легенды от исторических фактов
Лидия Антоновна посвятила истории нашего города более двухсот публикаций в прессе. Уже сорок пять лет занимается геодезией, картами, схемами. Соавтор книги "Улицы Киева", изданной в 1995 году, и короткого топонимического справочника "Киев", напечатанного в 2003 году. Лидия Пономаренко - член городского Комиссии по во наименований и памятных знаков с 1970-м. И в свои 84 не оставляет любимого дела: работает над новым изданием "История Киева в географических названиях". В этом научно-популярном справочнике будут подробные объяснения, почему так или иначе называются столичные районы, жилые массивы, улицы, площади, острова, озера. Краевед приступила к нелегкому труду, потому что очень любит наш город. А еще имеет немалый стаж исследовательской работы и умело отделяет легенды от исторических фактов. Часами может рассказывать, кто, когда и как именовал и переименовывал местности и магистрали нашего мегаполиса.
- Географические названия, - объясняет Лидия Антоновна, - появились в начале цивилизации, задолго до возникновения письменности. Сначала получили имя долины, горы, водоемы, а впоследствии поселения, улицы. Они, как новорожденные, не выбираю себе имен. Детям их дают родители, а местности испокон веков называл народ.
Объяснение: