Семиле́тняя война́ (1756—1763) — крупный военный конфликт xviii века, один из самых масштабных конфликтовнового времени. семилетняя война шла как в европе, так и за океаном: в северной америке, в странах карибского бассейна, индии, на филиппинах. в войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств европы, некоторые индейские племена. уинстоном черчиллемвойна даже была названа «первой мировой войной»[3]. войну считают колониальной, так как в ней столкнулись колониальные интересы великобритании, франции и испании, а также первой окопной — из-за применения в войне большого количества редутов и других быстровозводимых укреплений — и первой артиллерийской войной: число пушек в ней с 1756 года — 2 на 1000 штыков, с 1759 года — 3—4 пушки на 1000 штыков и 5—6 пушек в 1761 году. основное противостояние в европе происходило между австрией и пруссией из-за силезии, потерянной австрией в предыдущих силезских войнах. поэтому семилетнюю войну называют также третьей силезской войной. первая (1740—1742) и вторая (1744—1748) силезские войны являются составной частью войны за австрийское наследство. в шведской война известна как померанская война (швед. pommerska kriget), в канаде — как«завоевательная война» (. the war of the conquest) и в индии как «третья карнатская война» (. the third carnatic war). североамериканский театр войны называют франко-индейской войной. обозначение «семилетняя» война получила в 80-х годах xviii века, до того о ней говорили как о «недавней войне».
Кособенностям политической власти относятся следующие: 1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, сми и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с права; 3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. в отличие от политической власти, , социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, сми, социальных фондов и т.п.; 4) многообразие ресурсов. политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и , социальные и культурно-информационные ресурс