Центральной и Внутренней Азии привлекаются ими факультативно, поскольку тоже лежат вне зоны их интересов. Я еще менее подготовлен к интерпретации как античных, так и ки- тайских письменных источников, и, чтобы избежать соблазна созда- ния упрощенных этноисторических моделей [11], обращусь к воссо- зданию маршрутов переселения алан из Внутренней Азии в Европу с точки зрения, с которой эта проблема в отечественном алановедении не рассматривалась. Этот подход можно назвать этно-ландшафтным. Предлагаемая статья не является попыткой всестороннего освеще- ния проблемы, скорее это заметки, определяющие перспективное, с моей точки зрения, направление исследования. Области Внутренней Азии, археологические памятники которых дают основания считать их прародиной алан, в географическом от- ношении представляют собой степи, не просто пригодные для коче- вого скотоводства. Они перемежаются поросшими лесом горными хребтами, на севере граничат с лесной зоной, на юге - с пустыня- ми, что позволяло оптимально распределять маршруты сезонных перекочевок, а в случае природных катаклизмов минимизировать их последствия. Широкие горные долины с обильным травостоем создавали благоприятные условия для демографического роста и увеличения поголовья скота. Удобные перевалы между долинами интенсивному межплеменному обмену в отличие от таких горных массивов, как Тянь-Шань, Памир или Кавказ, где на- селение горных долин разделяли непроходимые хребты. Немаловаж- ную роль для выработки специфической формы кочевого скотовод- ческого хозяйства играл резко-континентальный аридный климат, характерные для этой зоны растительность и животный мир
Его причиной послужили все более усиливающийся феодально-ханский гнет, произвол, насилие кокандского хана и его чиновников. Это хорошо видно из письма самих повстанцев (написано осенью 1873 г.), адресованного на имя начальника Ходжентского уезда. В нем читаем: "Хан начал выступать против шариата, по которому полагалось взимать в порядке подати по одной овце со ста голов баранов. А ханские сборщики—зякетчи, прибывшие весной 1873 г. к кыргызским кочевникам, начали насильно собирать с них по три барана с сотни голов. За это мы, не вынося несправедливости, ограбили его (хана — К.У.) зякетчи". Даже высокопоставленный царский чиновник, покровительствовавший власти Худояр-хан и его сына Наср-Эддина и по-своему пристально следивший за ходом восстания, вынужден был зафиксировать, что постоянные поборы и жестокость Худояр-хана в последнее время до того озлобили все народности и сословия в ханстве, что бедные и забитые подданные хана решились во что бы то ни стало сбросить ненавистное им бремя.
Его причиной послужили все более усиливающийся феодально-ханский гнет, произвол, насилие кокандского хана и его чиновников. Это хорошо видно из письма самих повстанцев (написано осенью 1873 г.), адресованного на имя начальника Ходжентского уезда. В нем читаем: "Хан начал выступать против шариата, по которому полагалось взимать в порядке подати по одной овце со ста голов баранов. А ханские сборщики—зякетчи, прибывшие весной 1873 г. к кыргызским кочевникам, начали насильно собирать с них по три барана с сотни голов. За это мы, не вынося несправедливости, ограбили его (хана — К.У.) зякетчи". Даже высокопоставленный царский чиновник, покровительствовавший власти Худояр-хан и его сына Наср-Эддина и по-своему пристально следивший за ходом восстания, вынужден был зафиксировать, что постоянные поборы и жестокость Худояр-хана в последнее время до того озлобили все народности и сословия в ханстве, что бедные и забитые подданные хана решились во что бы то ни стало сбросить ненавистное им бремя.