Я считаю, что главные причины отказа от проведения реформ Александра 1 состояли в том, что император столкнулся с активным противодействием дворян, которые очень негативно реагировали на новое. Дело в том, что большинство дворян восприняли победу над Наполеоном как свидетельство того, что русские порядки правильнее и сильнее европейских. Они считали, что резкие перемены во внутренней политике страны приведут к революциям, к беспорядкам, к хаосу. Император Александр 1, испытывающий, с одной стороны, давление дворян, с другой стороны, страх перед народными восстаниями, вынужден был отказаться от проведения реформ.
К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить. Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы. Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки» , крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г. , опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов. Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г. , и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. «Призывая к себе на религию, — говорил Александр, — я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира» . В интересах Русской православной церкви он запретил деятельность ордена иезуитов, ведшего пропаганду католицизма в стране. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение.