Афинская демократия Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Разделения властей в современном понимании не было. Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек) . На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника. В перерывах между собраниями экклесии текущими делами занималось булэ — «совет пятисот» . Члены булэ избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Такие 50 человек составляли т. н. пританию, каждая из которых выполняла функции булэ в течение 1/10 части года. Судебные дела рассматривались в «суде присяжных» — гелиэе. Гелиэя состояла из 6 000 человек, которые выбирались по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 декастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными) . При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен. Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена. Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега. Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал те или иные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни
Сегодня многие ученые отстаивают историчность сказаний о большом наводнении, которое когда-то уничтожило землю. Миф о всемирном потопе встречается в фольклоре самых разных народов практически на всех материках. Он отсутствует в мифологических системах многих центрально- и южноафриканских племен и есть далеко не у всех индейцев Северной и Южной Америки, но в Евразии, особенно на Ближнем Востоке и в Европе, эта легенда – одна из первооснов представлений о мироустройстве…. alt
Древний Вавилон: потоп как божественная «демографическая политика»
В шумеро-аккадской мифологии существовало несколько мифов о потопе. На известной древнейшей табличке, найденной и опубликованной в начале XX века Арно Пёбелем, сохранилась только треть первоначального текста. Но то, что осталось, согласуется с более поздними аккадскими поэмами, по которым и реконструируют древневавилонский миф о потопе. Согласно шумерской легенде, затопить землю решили боги, которые оказались недовольны своим собственным творением. миф о всемирном потопеВ вавилонском мифе решение о потопе было предпринято на совете богов. Катастрофа длилась неделю, а после нее только предупрежденный жрецом одного из богов Зиусудра. Он пережил потоп на своем корабле, а сойдя с него, поклонился богам и принес им жертву, чтобы они разрешили Зиусудре продолжить жизнь на земле. Аккадская поэма о конце света датируется II тысячелетием до нашей эры. В ней боги создают 7 мужчин и 7 женщин, которые всего за дюжину сотен лет дают так много потомства, что начинают «сильно шуметь» и беспокоить богов. Уставшие от людей боги насылают на них сначала страшные болезни, затем засуху от апокалипсиса только советы мудрого Атрахасиса, который говорит, что нужно принести богам жертвы и построить храм. В конце концов, боги решают погубить человечество, но один из них (Энки) показывает Атрахасису, как построить ковчег и говорит ему взять с собой жену, рабов, разных животных, «травоядных и диких». После потопа Атрахасис продолжает человеческий род. Бог Энлиль, узнав, что людям дали гневается. Он не хочет, чтобы они снова «расплодились». Но богиня Нинту предпринимает меры для борьбы с последующим переселением. Она создает демонов, которые отбирают души у младенцев, и вводит запреты на роды для жриц. Вавилонские сказания о потопе формально считаются старше библейских, поскольку самая древняя из табличек датируется XVII веком до нашей эры. Однако, то, насколько они согласуются с библейской историей Ноя, только подтверждает гипотезы ученых о том, что в основе ближневосточных мифов о великом потопе лежит сохранившаяся память о когда-то реально имевшем место событии. По шумерским источникам иногда даже пытаются восстановить его возможную дату. Так, по списку царей, в котором указано точное количество лет от потопа до правления последнего государя, выходит, что катастрофа произошла за 33,9 (по другим исследованиям, за 35,4) тысячи лет до нашей эры.Хх написала
Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Разделения властей в современном понимании не было. Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек) . На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника.
В перерывах между собраниями экклесии текущими делами занималось булэ — «совет пятисот» . Члены булэ избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Такие 50 человек составляли т. н. пританию, каждая из которых выполняла функции булэ в течение 1/10 части года.
Судебные дела рассматривались в «суде присяжных» — гелиэе. Гелиэя состояла из 6 000 человек, которые выбирались по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 декастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными) . При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен.
Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена.
Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега.
Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал те или иные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни
alt
Древний Вавилон: потоп как божественная «демографическая политика»
В шумеро-аккадской мифологии существовало несколько мифов о потопе. На известной древнейшей табличке, найденной и опубликованной в начале XX века Арно Пёбелем, сохранилась только треть первоначального текста. Но то, что осталось, согласуется с более поздними аккадскими поэмами, по которым и реконструируют древневавилонский миф о потопе. Согласно шумерской легенде, затопить землю решили боги, которые оказались недовольны своим собственным творением.
миф о всемирном потопеВ вавилонском мифе решение о потопе было предпринято на совете богов. Катастрофа длилась неделю, а после нее только предупрежденный жрецом одного из богов Зиусудра. Он пережил потоп на своем корабле, а сойдя с него, поклонился богам и принес им жертву, чтобы они разрешили Зиусудре продолжить жизнь на земле. Аккадская поэма о конце света датируется II тысячелетием до нашей эры. В ней боги создают 7 мужчин и 7 женщин, которые всего за дюжину сотен лет дают так много потомства, что начинают «сильно шуметь» и беспокоить богов.
Уставшие от людей боги насылают на них сначала страшные болезни, затем засуху от апокалипсиса только советы мудрого Атрахасиса, который говорит, что нужно принести богам жертвы и построить храм. В конце концов, боги решают погубить человечество, но один из них (Энки) показывает Атрахасису, как построить ковчег и говорит ему взять с собой жену, рабов, разных животных, «травоядных и диких». После потопа Атрахасис продолжает человеческий род. Бог Энлиль, узнав, что людям дали гневается. Он не хочет, чтобы они снова «расплодились». Но богиня Нинту предпринимает меры для борьбы с последующим переселением. Она создает демонов, которые отбирают души у младенцев, и вводит запреты на роды для жриц.
Вавилонские сказания о потопе формально считаются старше библейских, поскольку самая древняя из табличек датируется XVII веком до нашей эры.
Однако, то, насколько они согласуются с библейской историей Ноя, только подтверждает гипотезы ученых о том, что в основе ближневосточных мифов о великом потопе лежит сохранившаяся память о когда-то реально имевшем место событии. По шумерским источникам иногда даже пытаются восстановить его возможную дату. Так, по списку царей, в котором указано точное количество лет от потопа до правления последнего государя, выходит, что катастрофа произошла за 33,9 (по другим исследованиям, за 35,4) тысячи лет до нашей эры.Хх написала