Термин «Гимназия» заимствован из Древних Афин — греческий gymnasion — государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции. Наибольшего расцвета Гимназия достигла в V—IV вв. до н. э. Гимназии предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения. Впервые Гимназией была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538 году, а в XVI—XVIII вв. Гимназии стали возникать во многих городах Германии. В XIX веке Гимназиями назывались средние школы для мальчиков в Германии, Голландии, Греции, Дании. Первая в России Академическая гимназия, первая светская средняя общеобразовательная школа с пятилетним сроком обучения, была основана в Петербурге в 1726 г. Основные учебные предметы: языки, словесность, история, география, математика, естествознание. В 1758—1765 гг. её возглавлял М. В. Ломоносов. Первые гимназии в Москве появились при Университете в 1755 г. , в 1758 г. — в Казани. В начале XIX века в России действует уже целая сеть гимназий. По введенному в 1804 году «Уставу учебных заведений, подведомственных университетам» Гимназии были открыты уже в каждом губернском городе, в которые принималась молодежь независимо от сословной принадлежности. Уставом 1828 года при поступлении в гимназию уже вводились сословные ограничения в пользу детей дворян и чиновников. В 1852 году были утверждены 3 типа гимназии: С естественной историей и законоведением с пятого класса в зависимости от подготовки к университету с добавлением латинского языка. С законоведением (для готовящихся к службе) . С латинским и греческим языками в большем объёме. В 1864 году «Устав Гимназий и прогимназий» установил следующие типы гимназий: Классическая Гимназия с латинским и греческим языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику. Классическая Гимназия с латинским языком. Реальная Гимназия без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объеме. В 1871 году был принят «Устав Гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения» , по которому единственным типом гимназии признавалась 7-классная классическая Гимназия с 8-летним курсом (7 класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков. Гимназии были женские и мужские. Небезынтересно, что в соответствии с положением женские и мужские гимназии выпускное сочинение писали вместе. Тема давалась одна, но довольно сложная. Например, одна из тем в 1912 году: «Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным» . А дальше экзамены сдавались отдельно по гимназиям (до конца июня месяца)
несогласие ближайшего окружения царя (членов Избранной рады) с внешнеполитическими целями царя;
- переход на сторону внешнеполитических врагов России отдельных русских аристократов (Курбский);
- учреждение Иваном IV опричнины и начало гонений против земельной аристократии;
- переход царя к физическому истреблению явных и мнимых врагов самодержавной власти в лице князей, бояр, приказных людей
Могут быть названы следующие примеры репрессивной политики царя:
- казнь родственника царя князя Владимира Андреевича Старицкого и членов его семьи;
- казнь митрополита Филиппа;
- поход опричного войска Ивана IV против Новгорода, Твери и др.
C4 № 2100. Первое десятилетие XVII в. в истории России было охарактеризовано как время Смуты. Объясните (привести не менее трёх объяснений), какие события дали основание историкам охарактеризовать данный период Отечественной истории подобным образом?
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
- династический кризис конца XVI в., приведший к пресечению династии Рюриковичей и началу разрушения государственности;
- недоверие к ʼʼизбранным царямʼʼ - Борису Годунову и Василию Шуйскому;
- усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских родов;
- появление целой группы самозванцев из низов общества;
- усиление социальной напряжённости в обществе, выразившейся в отдельных выступлениях наиболее обездоленной части народа и крупных восстаниях против центральной власти;
- претензии Польши на русский престол и часть русских земель
C4 № 2101. Первое десятилетие XVII в. в истории России было охарактеризовано как время Смуты. Объясните (привести не менее трёх объяснений), какие обстоятельства дали основание историкам охарактеризовать данный период Отечественной истории подобным образом? На-зовите не менее трёх исторических личностей, которые своими действиями символизировали данный период как ʼʼсмутное времяʼʼ.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
- династический кризис конца XVI в., приведший к пресечению династии Рюриковичей и началу разрушения государственности;
- недоверие к ʼʼизбранным царямʼʼ - Борису Годунову и Василию Шуйскому;
- усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских родов;
- появление целой группы самозванцев из низов общества;
- усиление социальной напряжённости в обществе, выразившейся в отдельных выступлениях наиболее обездоленной части народа и крупных восстаниях против центральной власти;
- претензии Польши на русский престол и часть русских земель
Могут быть названы любые из указанных действующих лиц Смуты:
- Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)
- Лжедмитрий II (ʼʼтушинский ворʼʼ)
- Иван Болотников
- ʼʼПётр Фёдоровичʼʼ
C4 № 2115. На протяжении всего времени своего правления Пётр I проводил активную внутреннюю и внешнюю политику, создавая современное государство. Немало усилий он приложил к тому, чтобы сохранить созданное, желая обеспечить преемственность и стабильность дальнейшего развития политической системы и страны в целом.
Чем можно объяснить, что после его смерти начинается противоречивая ʼʼэпоха дворцовых переворотовʼʼ, в рамках которой России пришлось пережить период политической нестабильности и унизительное для национального достоинства время ʼʼбироновщиныʼʼ? Приведите не менее трёх объяснений.
Пояснение.
Могут быть даны следующие объяснения:
- уничтожение старинной традиции передачи власти в государстве по старшинству от отца к сыну посредством введения нового закона, устанавливающего право императора назначать преемника по своей воле ʼʼУказ о престолонаследииʼʼ (1722)
- расслоение правящего слоя аристократии по идеологическому принципу – сторонников (представители ʼʼновойʼʼ петровской аристократии) и противников петровских преобразований (представители старомосковской аристократии)
- усиление роли иностранцев на российской службе в жизни государства
- приобретение офицерским корпусом гвардейских полков значимой роли в периоды смены правящих монархов
C4 № 2259. В течение XIX в. неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви.
Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Объясните, почему после Февральской революции 1917 ᴦ. вопрос о восстановлении патриаршества был решён положительно.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Пётр I создавал так называемое регулярное государство, в котором не должно было быть больше одного центра власти; упразднение патриаршества и синодальная система церковного управления позволяли контролировать духовенство как часть государственного аппарата;
2) ответ на второй вопрос: Синод;
3) объяснение: Февральская революция создала условия для независимости церковной власти от государства, что привело к усилению влияния общин и приходов, в которых было много сторонников восстановления патриаршества как древнего и наиболее правильного управления церковью. Надеюсь правельно..
Впервые Гимназией была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538 году, а в XVI—XVIII вв. Гимназии стали возникать во многих городах Германии. В XIX веке Гимназиями назывались средние школы для мальчиков в Германии, Голландии, Греции, Дании.
Первая в России Академическая гимназия, первая светская средняя общеобразовательная школа с пятилетним сроком обучения, была основана в Петербурге в 1726 г. Основные учебные предметы: языки, словесность, история, география, математика, естествознание. В 1758—1765 гг. её возглавлял М. В. Ломоносов. Первые гимназии в Москве появились при Университете в 1755 г. , в 1758 г. — в Казани.
В начале XIX века в России действует уже целая сеть гимназий. По введенному в 1804 году «Уставу учебных заведений, подведомственных университетам» Гимназии были открыты уже в каждом губернском городе, в которые принималась молодежь независимо от сословной принадлежности. Уставом 1828 года при поступлении в гимназию уже вводились сословные ограничения в пользу детей дворян и чиновников. В 1852 году были утверждены 3 типа гимназии:
С естественной историей и законоведением с пятого класса в зависимости от подготовки к университету с добавлением латинского языка.
С законоведением (для готовящихся к службе) .
С латинским и греческим языками в большем объёме.
В 1864 году «Устав Гимназий и прогимназий» установил следующие типы гимназий:
Классическая Гимназия с латинским и греческим языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику.
Классическая Гимназия с латинским языком.
Реальная Гимназия без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объеме.
В 1871 году был принят «Устав Гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения» , по которому единственным типом гимназии признавалась 7-классная классическая Гимназия с 8-летним курсом (7 класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков.
Гимназии были женские и мужские. Небезынтересно, что в соответствии с положением женские и мужские гимназии выпускное сочинение писали вместе. Тема давалась одна, но довольно сложная. Например, одна из тем в 1912 году: «Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным» . А дальше экзамены сдавались отдельно по гимназиям (до конца июня месяца)
несогласие ближайшего окружения царя (членов Избранной рады) с внешнеполитическими целями царя;
- переход на сторону внешнеполитических врагов России отдельных русских аристократов (Курбский);
- учреждение Иваном IV опричнины и начало гонений против земельной аристократии;
- переход царя к физическому истреблению явных и мнимых врагов самодержавной власти в лице князей, бояр, приказных людей
Могут быть названы следующие примеры репрессивной политики царя:
- казнь родственника царя князя Владимира Андреевича Старицкого и членов его семьи;
- казнь митрополита Филиппа;
- поход опричного войска Ивана IV против Новгорода, Твери и др.
C4 № 2100. Первое десятилетие XVII в. в истории России было охарактеризовано как время Смуты. Объясните (привести не менее трёх объяснений), какие события дали основание историкам охарактеризовать данный период Отечественной истории подобным образом?
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
- династический кризис конца XVI в., приведший к пресечению династии Рюриковичей и началу разрушения государственности;
- недоверие к ʼʼизбранным царямʼʼ - Борису Годунову и Василию Шуйскому;
- усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских родов;
- появление целой группы самозванцев из низов общества;
- усиление социальной напряжённости в обществе, выразившейся в отдельных выступлениях наиболее обездоленной части народа и крупных восстаниях против центральной власти;
- претензии Польши на русский престол и часть русских земель
C4 № 2101. Первое десятилетие XVII в. в истории России было охарактеризовано как время Смуты. Объясните (привести не менее трёх объяснений), какие обстоятельства дали основание историкам охарактеризовать данный период Отечественной истории подобным образом? На-зовите не менее трёх исторических личностей, которые своими действиями символизировали данный период как ʼʼсмутное времяʼʼ.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
- династический кризис конца XVI в., приведший к пресечению династии Рюриковичей и началу разрушения государственности;
- недоверие к ʼʼизбранным царямʼʼ - Борису Годунову и Василию Шуйскому;
- усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских родов;
- появление целой группы самозванцев из низов общества;
- усиление социальной напряжённости в обществе, выразившейся в отдельных выступлениях наиболее обездоленной части народа и крупных восстаниях против центральной власти;
- претензии Польши на русский престол и часть русских земель
Могут быть названы любые из указанных действующих лиц Смуты:
- Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)
- Лжедмитрий II (ʼʼтушинский ворʼʼ)
- Иван Болотников
- ʼʼПётр Фёдоровичʼʼ
C4 № 2115. На протяжении всего времени своего правления Пётр I проводил активную внутреннюю и внешнюю политику, создавая современное государство. Немало усилий он приложил к тому, чтобы сохранить созданное, желая обеспечить преемственность и стабильность дальнейшего развития политической системы и страны в целом.
Чем можно объяснить, что после его смерти начинается противоречивая ʼʼэпоха дворцовых переворотовʼʼ, в рамках которой России пришлось пережить период политической нестабильности и унизительное для национального достоинства время ʼʼбироновщиныʼʼ? Приведите не менее трёх объяснений.
Пояснение.
Могут быть даны следующие объяснения:
- уничтожение старинной традиции передачи власти в государстве по старшинству от отца к сыну посредством введения нового закона, устанавливающего право императора назначать преемника по своей воле ʼʼУказ о престолонаследииʼʼ (1722)
- расслоение правящего слоя аристократии по идеологическому принципу – сторонников (представители ʼʼновойʼʼ петровской аристократии) и противников петровских преобразований (представители старомосковской аристократии)
- усиление роли иностранцев на российской службе в жизни государства
- приобретение офицерским корпусом гвардейских полков значимой роли в периоды смены правящих монархов
C4 № 2259. В течение XIX в. неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви.
Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Объясните, почему после Февральской революции 1917 ᴦ. вопрос о восстановлении патриаршества был решён положительно.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Пётр I создавал так называемое регулярное государство, в котором не должно было быть больше одного центра власти; упразднение патриаршества и синодальная система церковного управления позволяли контролировать духовенство как часть государственного аппарата;
2) ответ на второй вопрос: Синод;
3) объяснение: Февральская революция создала условия для независимости церковной власти от государства, что привело к усилению влияния общин и приходов, в которых было много сторонников восстановления патриаршества как древнего и наиболее правильного управления церковью. Надеюсь правельно..