Царствование Николая I началось подавлением восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 г.. В 1848 г. русские войска разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству искоренялась в зародыше. Политика эта распространялась и на Церковь. Николай I был человеком верующим и церковным, лишенным сомнений, но религиозное образование его было поверхностным. По его словам, в детстве его и брата Михаила «учили только креститься в известное время обедни да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делалось в нашей душе». Он смотрел на Церковь, прежде всего как на полезную опору государства.
Реакция на недавнее засилье масонских кругов носила казенно-охранительный характер. Митрополит Филарет (Дроздов) назвал этот поворот «обратным ходом к временам схоластическим». Новый курс правительства поддерживали митрополиты Петербургский Серафим (Глаголевский) и Киевский Евгений (Болховитинов), а у святителя Филарета «обратный ход» вызывал горестные чувства, тревожил его. После закрытия Библейского общества ревнители «обратного хода» добились прекращения работы над переводом Библии на русский язык. Усилия митрополита Филарета отстоять это дело не увенчались успехом. Для борьбы с инославными влияниями, с ересями и сектами ужесточалась духовная цензура, и эти строгости были направлены против всякого проявления живой богословской мысли. Напуганные разгулом «оккультного» мистицизма, ревнители «обратного хода» с опасливым недоверием стали относиться даже к творениям святых отцов Макария Великого и Исаака Сирина. Цензура не пропускала в печать богословских сочинений А.С. Хомякова. Под подозрением оказалось даже православие митрополита Филарета.
При Николае I усилился надзор за ходом церковных дел. Обер-прокурор получил министерские полномочия. Несмотря на подозрительное отношение николаевского двора к предшественникам, которые были связаны с масонскими кругами, в 1833 г. обер-прокурором был назначен тайный масон С.Д. Нечаев. К духовенству он относился недружелюбно и сразу повел настоящую войну против синодальных иерархов. Он инспирировал ложные доносы на архиереев, в которых те обвинялись в политической неблагонадежности. С.Д. Нечаев добился того, что под негласный надзор поставлен был митрополит Московский Филарет. Недовольство обер-прокурором в Синоде стало столь велико, что иерархи решились просить государя о замене его другим лицом. И ходатайство это имело успех.
Православие как официальная религия государства стало частью централизованного управления империи, как если бы и не было "Церкви" - ибо Церковь предполагает некую ступень самостоятельной организации, - но только вероучение, разделяемое подданными императора и требующее поддерживаемых государством общественных и образовательных "ведомств". Церковь в юридическом отношении стала "Ведомством православного вероисповедания". Несоответствие этой системы традиционному православному понятию о Церкви очевидно
1. Официальные шаги в направлении церковной реформы в 1904-1905 гг.
Наиболее дальновидная и образованная часть русских духовных деятелей, включая и мирян, профессоров духовных школ, осознавала ненормальный характер петровского режима. Мнения, выраженные по этому поводу такой выдающейся фигурой XIX столетия, как митрополит Московский Филарет (Дроздов) , разделялись многими. В первые годы XX века оптимистически реформистское настроение интеллигенции и широкое принятие среди богословов идеи соборности, выраженной А. С. Хомяковым, как необходимого основания всех возможных реформ, создали общую атмосферу, к которой, как свидетельствуют "Отзывы", была причастна и большая часть епископата и которой объясняются некоторые официальные шаги в направлении церковной реформы, предпринятые в 1904-1905 гг. Эти шаги не были следствием каких-либо захватывающих революционных событий. Они объяснялись, скорее, совпадением точек зрения епископата, интеллигенции и ведущих элементов духовенства. Расхождения во мнениях, конечно, проявились очень скоро, но первоначальный порыв к реформе показал замечательное единодушие всех слоев церковного общества.
Факты довольно общеизвестны. Под давлением общественного мнения, в особенности Земского съезда (ноябрь 1904 г.) , изданный 12 декабря 1904 г. указ о веротерпимости отменил многие ограничения, препятствовавшие деятельности не православных религиозных групп в пределах империи.
В результате обнаружилось, что "привилегированная" и официальная Российская Православная Церковь была на самом деле под более строгим контролем государства и в большей зависимости от него, чем не православные религиозные общины. В первые недели 1905 г. это открытие привело к опубликованию трех текстов, положивших начало процессу, который после долгой отсрочки, объяснявшейся политическими причинами, завершился Собором 1917-1918 гг.
Царствование Николая I началось подавлением восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 г.. В 1848 г. русские войска разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству искоренялась в зародыше. Политика эта распространялась и на Церковь. Николай I был человеком верующим и церковным, лишенным сомнений, но религиозное образование его было поверхностным. По его словам, в детстве его и брата Михаила «учили только креститься в известное время обедни да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делалось в нашей душе». Он смотрел на Церковь, прежде всего как на полезную опору государства.
Реакция на недавнее засилье масонских кругов носила казенно-охранительный характер. Митрополит Филарет (Дроздов) назвал этот поворот «обратным ходом к временам схоластическим». Новый курс правительства поддерживали митрополиты Петербургский Серафим (Глаголевский) и Киевский Евгений (Болховитинов), а у святителя Филарета «обратный ход» вызывал горестные чувства, тревожил его. После закрытия Библейского общества ревнители «обратного хода» добились прекращения работы над переводом Библии на русский язык. Усилия митрополита Филарета отстоять это дело не увенчались успехом. Для борьбы с инославными влияниями, с ересями и сектами ужесточалась духовная цензура, и эти строгости были направлены против всякого проявления живой богословской мысли. Напуганные разгулом «оккультного» мистицизма, ревнители «обратного хода» с опасливым недоверием стали относиться даже к творениям святых отцов Макария Великого и Исаака Сирина. Цензура не пропускала в печать богословских сочинений А.С. Хомякова. Под подозрением оказалось даже православие митрополита Филарета.
При Николае I усилился надзор за ходом церковных дел. Обер-прокурор получил министерские полномочия. Несмотря на подозрительное отношение николаевского двора к предшественникам, которые были связаны с масонскими кругами, в 1833 г. обер-прокурором был назначен тайный масон С.Д. Нечаев. К духовенству он относился недружелюбно и сразу повел настоящую войну против синодальных иерархов. Он инспирировал ложные доносы на архиереев, в которых те обвинялись в политической неблагонадежности. С.Д. Нечаев добился того, что под негласный надзор поставлен был митрополит Московский Филарет. Недовольство обер-прокурором в Синоде стало столь велико, что иерархи решились просить государя о замене его другим лицом. И ходатайство это имело успех.
1. Официальные шаги в направлении церковной реформы в 1904-1905 гг.
Наиболее дальновидная и образованная часть русских духовных деятелей, включая и мирян, профессоров духовных школ, осознавала ненормальный характер петровского режима. Мнения, выраженные по этому поводу такой выдающейся фигурой XIX столетия, как митрополит Московский Филарет (Дроздов) , разделялись многими. В первые годы XX века оптимистически реформистское настроение интеллигенции и широкое принятие среди богословов идеи соборности, выраженной А. С. Хомяковым, как необходимого основания всех возможных реформ, создали общую атмосферу, к которой, как свидетельствуют "Отзывы", была причастна и большая часть епископата и которой объясняются некоторые официальные шаги в направлении церковной реформы, предпринятые в 1904-1905 гг. Эти шаги не были следствием каких-либо захватывающих революционных событий. Они объяснялись, скорее, совпадением точек зрения епископата, интеллигенции и ведущих элементов духовенства. Расхождения во мнениях, конечно, проявились очень скоро, но первоначальный порыв к реформе показал замечательное единодушие всех слоев церковного общества.
Факты довольно общеизвестны. Под давлением общественного мнения, в особенности Земского съезда (ноябрь 1904 г.) , изданный 12 декабря 1904 г. указ о веротерпимости отменил многие ограничения, препятствовавшие деятельности не православных религиозных групп в пределах империи.
В результате обнаружилось, что "привилегированная" и официальная Российская Православная Церковь была на самом деле под более строгим контролем государства и в большей зависимости от него, чем не православные религиозные общины. В первые недели 1905 г. это открытие привело к опубликованию трех текстов, положивших начало процессу, который после долгой отсрочки, объяснявшейся политическими причинами, завершился Собором 1917-1918 гг.