Положение ясачных людей . Основную массу зависимого населения в Казанском крае составляли ясачные люди (от слова «ясак», означавшего название главной подати феодально-зависимого насе-ления в пользу государства). Большинство из них были представителями нерусских народов, кото-рые еще в период Казанского ханства платили ясак в пользу хана. После завоевания положение ясачных людей изменилось не очень сильно. Они оставались на сво-их землях и теперь платили, ясак русскому царю, размеры которого поначалу были сохранены. Ясак взимался либо натурой (зерном, медом, мехами), либо деньгами. Ясачные люди работали на земле, которая считалась государственной (казенной). За пользование ею они и платили натуральный налог. Обеспеченность землей ясачных людей , по данным Писцовых книг, была в целом неплохой. Од-нако нередко на ясачные земли посягали служилые люди , помещики, церкви и монастыри. Посте-пенно усиливалась феодальная эксплуатация ясачных людей , увеличивался размер податей. Кроме того, их стали все более широко привлекать к строительству городов, укреплений, оборонительных линий, заготовке леса, ямской службе, выполнению других принудительных государственных работ. Все это наряду с насильственной христианизацией нерусских народностей порождало протест ясачных людей . Изменение социального и национального состава населения. Сразу после покорения Казанского ханства правительство повело активную политику по созданию и укреплению прослойки русского населения в крае, формированию здесь дворянского землевладения. Собственно, прежде всего, за землями и устремились сюда русские помещики. Автор «Казанской истории» с восхищением писал, что место это «пренарочито и красно вельми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными се-мяны родимо, и овощами преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много».
После завоевания положение ясачных людей изменилось не очень сильно. Они оставались на сво-их землях и теперь платили, ясак русскому царю, размеры которого поначалу были сохранены. Ясак взимался либо натурой (зерном, медом, мехами), либо деньгами. Ясачные люди работали на земле, которая считалась государственной (казенной). За пользование ею они и платили натуральный налог.
Обеспеченность землей ясачных людей , по данным Писцовых книг, была в целом неплохой. Од-нако нередко на ясачные земли посягали служилые люди , помещики, церкви и монастыри. Посте-пенно усиливалась феодальная эксплуатация ясачных людей , увеличивался размер податей. Кроме того, их стали все более широко привлекать к строительству городов, укреплений, оборонительных линий, заготовке леса, ямской службе, выполнению других принудительных государственных работ. Все это наряду с насильственной христианизацией нерусских народностей порождало протест ясачных людей .
Изменение социального и национального состава населения. Сразу после покорения Казанского ханства правительство повело активную политику по созданию и укреплению прослойки русского населения в крае, формированию здесь дворянского землевладения. Собственно, прежде всего, за землями и устремились сюда русские помещики. Автор «Казанской истории» с восхищением писал, что место это «пренарочито и красно вельми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными се-мяны родимо, и овощами преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много».