5 мая 1789 года в Версале были открыты заседания Генеральных штатов. Король вместе с депутатами и представителями дворянства и духовенства, всеми силами старались ограничить Генеральные штаты полномочиями совещательного органа, который, по их мнению, был призван решать лишь частный вопрос, связанный с финансовыми трудностями государственной казны. В то время как, депутаты третьего сословия призывали расширить права Генеральных штатов, добиваясь придания им (Генеральным штатам) статуса высшего законодательного органа страны.
Более месяца безрезультатно длились эти дебаты о порядке проведения заседаний: посословно, что привело бы к перевесу дворянства и духовенства, или совместно, что предоставило бы доминирующую роль депутатам третьего сословия, имеющим половину от всех мандатов. В июне 17 числа, собрание депутатов третьего сословия предприняло отчаянный шаг, провозгласив себя Национальным собранием, предложив остальным депутатам присоединиться к ним. 20 июня, отвечая на действия правительства, предпринявшего попытку срыва очередного заседания Национального собрания, депутатами третьего сословия, в здании манежа (зал для игры в мяч), была дана клятва: "Не расходиться до тех пор, пока не будет разработана Конституция".
Поиск новых направлений социально-экономической политики. Россия на пути капиталистического развития В XIX век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Если по численности населения, военной мощи Россия, безусловно, была первой державой Европы, то структура ее экономики была архаичной. Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: многопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства, а к усилению крепостнических форм хозяйства, барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян, составлявших основную массу населения страны.И все же Россия XIX столетия приобретала новые черты.Веяние новых идей, идущих из передовых стран Запада, становилось все ощутимее. Как результат этого влияния экономика России приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными и более противоречивыми. Формируется новый класс — буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли. В 1803 г. помещики получили право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено строить фабрики и заводы.Забегая вперед, заметим, что многие, ставшие известными впоследствии в России основатели торговых домов, фабриканты, промышленники берут свое начало в крестьянской среде. Так, монастырский крестьянин Троице-Сергиевого посада И.П. Прохоров дал основание династии Прохоровых, которым принадлежала знаменитая "Трехгорная мануфактура" — одна из лучших текстильных фабрик России.Династия Морозовых, которым принадлежали первая русская хлопчатобумажный фабрика — Никольская мануфактура и много других текстильных мануфактур, была основана выходцем из крестьян Саввой Васильевичем Морозовым, купившим свободу за 17 тыс. руб.Дед и прадед предпринимателей Рябушинских, удерживавших в начале XX в. прочные позиции в льняной, стекольной, бумажной, полиграфической промышленности и финансовой жизни, происходили из крестьян Калужской губернии. Основатель клана М.Я. Рябушинский служил приказчиком в холстяной лавке, затем купил ее у хозяина, начал скупать изделия у крестьян-ткачей, организовал кустарное производство, а в 1846 г. построил первую ткацкую фабрику в Москве. Его сыновья продолжили дело отца.Те же крестьянские истоки имели торговые фирмы — известные промышленники Тучковы и др.
Более месяца безрезультатно длились эти дебаты о порядке проведения заседаний: посословно, что привело бы к перевесу дворянства и духовенства, или совместно, что предоставило бы доминирующую роль депутатам третьего сословия, имеющим половину от всех мандатов.
В июне 17 числа, собрание депутатов третьего сословия предприняло отчаянный шаг, провозгласив себя Национальным собранием, предложив остальным депутатам присоединиться к ним. 20 июня, отвечая на действия правительства, предпринявшего попытку срыва очередного заседания Национального собрания, депутатами третьего сословия, в здании манежа (зал для игры в мяч), была дана клятва: "Не расходиться до тех пор, пока не будет разработана Конституция".