Собор начали строить в xii веке на месте, где находились две церкви - святого этьенна (первомучени-ка стефана) и парижской богоматери, в свою очередь построенные на развалинах римского храма, посвященного богу юпитеру. инициатором и организатором сбора средств на возведение нового собора был парижский епископ морис де сюлли. весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве. архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся "не со своим временем, а с вечностью", остался неизвестным. сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников, "строителей и благоукрасителей" храма. из них два парижских мастера, жан де шелль, руководивший работами по возведению боковых фасадов собора, и пьер де монтрей, завершивший его южный трансепт, были художниками "тончайшими, изощреннейшими", "мужами ученейшими и честнейшими", которых даже называли "учеными дел ". собор парижской богоматери, вмещающий до девяти тысяч человек, почти квадратный по форме (41 м в длину, 43 м в высоту) . из двух башен собора левая немного шире, чем правая. по первоначальному проекту они должны были быть увенчаны шпилями. при строительстве, как только высота башен достигла 69 метров, было решено от них отказаться, что-бы не нарушать уже создавшейся гармонии пропорций.
Шапки мономаха начинается с того момента, когда она была подарена князю владимиру императором из византии константином мономахом. автор этого ювелирного изделия точно неизвестен. есть несколько вариантов. это были либо ювелиры из византии, либо из средней азии или же c ближнего востока. вскоре шапка мономаха стала символом власти князей и позже царей. всех новых престолопреемников венчали на царство шапкой мономаха. при венчании на престол двух братьев – ивана алексеевича и петра алексеевича, для младшего брата пришлось сделать вторую шапку мономаха. ее изготовили уже ювелиры. многие ей особое значение, поскольку именно ее одел петр i, ставший в дальнейшем известным реформатором и первым императором россии. но позже все цари одевали при венчании первую шапку мономаха. шапка мономаха уникальна по количеству и качеству камней. она превосходит все царские и королевские головные уборы не только россии, но и европы. стоимость этого произведения искусства, ни , ни ювелирную, определить невозможно. уникальны и драгоценные камни и сама технология их обработки. обе шапки мономаха находятся в оружейной палате в москве и считаются самыми дорогими экспонатами.