Определите, кто из реформаторов мог написать следующие сроки: вы думали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. все это измышление и надувательство. они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности. павел говорит, что все мы вместе составляем одно тело, но каждый член имеет свое особое назначение, которым он служит другим. и поэтому у нас одно крещение, одно евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане, ибо только лишь крещение, евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан. а если папа или епископ совершают , делают тонзур, посвящают в сан, освящают, одеваются не так, как миряне, то все это возносит только лицемеров и болванов, но никогда не превращает в христианина или духовное лицо… и если бы в нас не было высшего посвящения, чем то, которое совершают папы или епископы, то никогда посвящением папы и епископа не был бы создан ни один священник, точно так же невозможны были бы ни отправление мессы, ни проповедь, ни отпущение грехов. поэтому посвящение епископа равнозначно тому, как если бы он в месте, где собралось множество людей, избрал одного из толпы, в которой все равной властью, и поручил бы ему осуществлять эту самую власть над другими. точно так же, если бы десять братьев, королевских сыновей, пользующихся равными правами наследования, избрали бы одного, который бы за них наследством, то все они были бы королями, равной властью, и все же было бы поручено одному. скажу об этом еще понятнее. если бы группа благочестивых христиан была захвачена в плен и в пустыне и среди них не было бы священника, рукоположенного епископом, и если бы они единодушно избрали одного из своей среды, независимо от того, женат он или нет, и поручили бы ему крестить, служить мессу, отпускать грехи и проповедовать, то он был бы самым настоящим священником, как будто бы его рукоположили все епископы и папы. отсюда следует, что в случае необходимости каждому дозволено крестить и отпускать грехи, что было бы невозможным, если бы не все мы были священниками. и столь великую милость, силу крещения и принадлежности к христианству они посредством канонического права почти полностью исказили и утаили от нас. таким образом в старину христиане избирали из числа единоверцев своих епископов и священников, которые после этого утверждались другими епископами без той пышности, которая царит теперь. так стали епископами святые августин, амвросий, киприан. а. ян гус в. мартин лютер б. жан кальвин г. ганс таусен