При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования.Раньше преобладало церковное образование. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов обязательной государственнойслужбы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть 18 века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет с начала русского книгопечатания.Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Церковнославянские буквы заменили более простыми по начертанию.С 1703 года начала издаваться первая печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека. вот такω
Реформа культуры и быта первой четверти 18 века - эпоха Петра 1, петровские реформы, просвещение и образование при Петре Здравствуйте. Тема нашего сегодняшнего урока «Реформы в области культуры и быта первой четверти XVIII века». Также мы поговорим о том, как в нашей историографии историки оценивают личность Петра Великого и изменения, произошедшие в первой четверти XVIII века в России. Мы будем говорить о том, что повлияло на развитие культуры и почему в первой четверти XVIII века были проведены исторические реформы, про просвещение и образование при Петре. Естественно, на развитие культуры влияют разные факторы, но в первую очередь необходимо сказать о государстве. Укрепление абсолютизма, количественный рост бюрократического аппарата приводит к необходимости развития образования, появление новых людей. Кроме того, абсолютизм требует утверждения силы искусства, и поэтому здания должны быть большими и красивыми, дворцы сверкать, а столица украситься так, чтобы любой приехавший человек понимал, что попал в город, которым правит великий абсолютный монарх. Развитие экономики дает возможность вкладывать больше средств в культуру, в искусство. Само развитие требует грамотных, умных, образованных людей. Даже для работы на самом примитивном станке или на мануфактуре грамотность необходима. Все петровские реформы пронизаны духом, необходимостью догнать, а по возможности обогнать Западную Европу. Это импортное, западное влияние становится очевидным в первой четверти XVIII века. Наиболее спорный момент петровских реформ, вокруг которого уже 300 лет идут споры: сторонники Петра говорят, что здорово – наша страна стала как Европа, а другие – ничего хорошего, ехали бы в настоящую Европу, ведь у нас всего лишь получилось нечто европейское на русской почве.Так или иначе, для того чтобы догонять Европу, чтобы воевать против Европы, экономически с ней конкурировать, нужны были какие-то изменения в культуре.
вот такω