Определите, о каких странах идёт речь в учебном тексте.
«(1) во второй половине xix в. проводила в европе политику "блестящей изоляции" — отказа
от заключения длительных союзов. сохранять свободу действий ей позволяли островное положение,
огромные колонии, сильнейший в мире военный флот, промышленное и финансовое превосходство
над другими державами. в борьбе за колонии её интересы сталкивались в основном с (2) (в африке)
и с (3) (в азии). в 1885 и 1898 гг. дело едва не дошло до войны.
тем не менее, как ни удивительно, мир к концу xix в. удалось разделить без больших военных
конфликтов. однако сравнительно молодые и динамично развивающиеся державы опоздали к
разделу мира и стали задумываться о его переделе. так, (4) опоздала к разделу мира отчасти из-за
позднего объединения, отчасти из-за политики бисмарка, который не придавал колониям особого
значения. лишь после его отставки в 1890 г. (4) начала уделять больше внимания захвату колоний, но
то, что она успела захватить, смотрелось просто несерьёзно в сравнении с огромными владениями (2)
, (3) и особенно (1) . отношения с последней начали стремительно ухудшаться.
в этих условиях (1) решила выйти из "блестящей изоляции" и сблизиться с (2) . в 1904 г. был
заключён военно-политический союз, известный как "сердечное согласие" (антанта).
урегулировались остававшиеся спорные вопросы колониального раздела мира. (1) также решила
пойти на сближение и с (3) .
в 1907 г. было заключено соглашение по центральной азии. это соглашение оформило союз,
получивший название тройственного согласия (или тройственной антанты).
одним из самых взрывоопасных регионов, за влияние в котором шла борьба, были —
их даже называли "пороховой бочкой европы". мелкие страны искали покровительства
великих держав, чтобы удовлетворить свои амбиции и территориальные претензии. в частности, в
1903 г. после дворцового переворота к власти в (5) пришли силы, ориентированные на поддержку (3)
и надеявшиеся объединить всех соплеменников в рамках одного государства. главным препятствием
к этому была (6) .
в 1912—1913 гг. страны сначала дружно разгромили (7) и почти изгнали её из
европы (первая война), а затем перессорились из-за дележа земель (вторая
война).
самыми обиженными по итогам войн себя чувствовали (7) и болгария, жаждавшие реванша
при поддержке (4) и (6) .
это вызывало ярость (3) , рассматривавшей и черноморские проливы как регион своих
жизненных интересов».
Крестьянская война 1773 - 1775 годов потерпела поражение, неизбежное для любого стихийного выступления крестьянства в эпоху феодализма. Причины поражения Крестьянской войны коренились в стихийности и разрозненности движения, в отсутствии ясно осознанной программы борьбы. Пугачёв и его Военная коллегия не смогли организовать армию для успешной борьбы с правительствельными войсками. Стихийному выступлению народа господствующий класс и государство противопоставили регулярную армию, административный и полицейский аппарат, финансы, церковь. Народ потерпел тяжёлое поражение, но приобрел опыт революционной борьбы. Крестьянская война поколебала веру народа в незыблемость феодальных порядков, ускорила крушение крепостничества. Последующее развитие классовой борьбы русского крестьянства в 18-19 веках шло под воздействием примера Крестьянской войны.
Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).
2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.
В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.
1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).
14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.
В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90,3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.
8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
- сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
- миграционная политика;
- борьба с организованной преступностью.
СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.
Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа - договор о ССГ и соглашение о СНГ - и вынести окончательное решение о судьбе Союза.