Пределы Римской империи при Августе. В эпоху империи Рим уже мало расширял свои пределы1. Границами римских владений при первом императоре Августе и его ближайшем преемнике сделались в Европе Рейн и Дунай, в Азии — верхнее течение Евфрата, и за этими пределами Рим уже не делал сколько-нибудь прочных завоеваний. Август предпринял было завоевание Германии, и его пасынок (сын третьей жены Августа) Друз в 12—9 гт. до Р.Х. подчинил империю германцев между Рейном и Эльбою, так что здесь возникла новая провинция Германия, но, когда Друз умер, его преемник по управлению Германией, Публий Квинтилий Вар, своими притеснениями вызвал восстание германцев под предводительством херуска Арминия (Германа), раньше служившего в римских легионах и изучившего военное искусство римлян. В 9 г. по Р.Х. Вар был разбит Арминием в Тевтобургском лесу, и Германия освободилась от римского владычества, хотя потом другой пасынок Августа Тиберий и сын Друза Германик и отомстили германцам за это поражение римских легионов. После этого все внимание римского правительства в его отношении к германцам стало сосредоточиваться на укреплении рейнской границы и на поддержании раздоров между германскими племенами. Между прочим на левом берегу Рейна римляне мало-помалу построили ряд крепостей, из которых наиболее замечательны Колония Агриппина (теперь Кельн) и Могун-циак (теперь Майнц). При Августе же были закреплены за империей разные области на юг от Дуная, который тоже стал теперь границею империи и был равным образом защищен со стороны германцев такими крепостями, как Аугуста винделиков (Аугсбург к ю. от Дуная) и Виндобона (теперь Вена). На востоке Август старался уладить пограничные споры с парфянами мирным путем, но определенной и прочной границы здесь империя не имела. Для защиты государства от вторжения северных и восточных варваров на границах стояла всегда армия в 250 т. человек, и вся дальнейшая внешняя политика Рима должна была считаться главным образом именно с этими варварами, т.е. с германцами и парфянами. 314.
Культура России в первой половине 90-х годов развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось менее одного процента. В такой обстановке начала действовать федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства". Главное внимание в ней уделялось важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы по сохранению и восстановлению памятников в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А.К. Толстого в Брянской области. Сохранялись сформировавшиеся на рубеже 80-90-х годов тенденции развития науки, литературы и искусства. Усилилась коммерциализация культуры. Коммерческой деятельностью занялись многие научно-исследовательские институты и вузы, театральные и музыкальные коллективы. Появились основанные на частном предпринимательстве художественные галереи и салоны.
Итоги "перестройки" для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись "перестроечные" процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизапией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.
После этого все внимание римского правительства в его отношении к германцам стало сосредоточиваться на укреплении рейнской границы и на поддержании раздоров между германскими племенами. Между прочим на левом берегу Рейна римляне мало-помалу построили ряд крепостей, из которых наиболее замечательны Колония Агриппина (теперь Кельн) и Могун-циак (теперь Майнц). При Августе же были закреплены за империей разные области на юг от Дуная, который тоже стал теперь границею империи и был равным образом защищен со стороны германцев такими крепостями, как Аугуста винделиков (Аугсбург к ю. от Дуная) и Виндобона (теперь Вена). На востоке Август старался уладить пограничные споры с парфянами мирным путем, но определенной и прочной границы здесь империя не имела. Для защиты государства от вторжения северных и восточных варваров на границах стояла всегда армия в 250 т. человек, и вся дальнейшая внешняя политика Рима должна была считаться главным образом именно с этими варварами, т.е. с германцами и парфянами.
314.
Итоги "перестройки" для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись "перестроечные" процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизапией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.