Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племён, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков[2] и, как можно судить по косвенным данным, по-видимому, принадлежали к племенам огурской группы, первые из которых появились в Европе в 463 году[3]. Наиболее ранним достоверным известием о хазарах считается упоминание в списке народов, перечисленных Псевдо-Захарием в 555 году[4]. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана[5].
В первой половине VI века хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. Владевший регионом Сасанидский Иран с трудом отражал этот натиск. При шахеХосрове Ануширване (531—579) персы построили знаменитые Дербентские укрепления, которые перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий кочевников. Традиция приписывает Хосрову строительство будущих хазарских городов в Дагестане — Беленджера и Семендера. Оба пункта первоначально являлись центрами одноимённых племён. К Семендеру, возможно, имеет отношение племя забендер, родственное аварам, которые, двигаясь вслед за савирами через Кавказ в 550-е годы[6].
В 562 году савиры были разгромлены Ираном и вместе с частью хазар были переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где был известен под именем «гуннов»[7].
Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 551 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й пол. VI века орбита Западно-Тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.
1. С. 204 (237). ... поревъновавъ второму Иулиану ... — Флавий Клавдий Юлиан — римский император (361 — 363), возродивший эллинистическое язычество и выступавший с гонениями против христиан. Был прозван за это Отступником.
2. .великого князя Юрья Дмитреевичя убилъ ... — Имеется в виду Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь владимирский, убитый в сражении на реке Сити в марте 1238 г. Отец Юрия Всеволод Юрьевич Большое Гнезда имел второе имя — Дмитрий.
3 Иерусалимъ плЪненъ бысть Титомъ римским и Навходнасором, царемъ вавилонскым ... — Навуходоносор II — царь Нововавилонского государства (605 — 562 гг. до н. э.). В 587 г. захватил Иерусалим и разрушил его. Император Тит в 70 г. н. э., подавляя восстание в Иудее, разрушил Иерусалим.
5. С. 205 (238). Ольгордъ Литовский — Ольгерд, великий князь литовский (1345 — 1377). На самом деле с Мамаем заключил союз сын Ольгерда Ягайло. Ольгерд умер в 1377 г., за три года до Куликовской битвы. Он был опасным противником Московского князя; его набеги на Москву делали его имя ненавистным москвичам. Ягайло же ни до этого, ни после не воевал против московского князя. Поэтому, называя союзника Мамая Ольгердом, автор «Сказания» с особой силой подчеркивал могущество московского князя.
6. С. 206 (239). ... казнити свой улусъ ... — Улусом называлась земля, подвластная ордынскому хану.
7. С. 208 (241). Киприан — митрополит всея Руси с 1375 по 1406 г. Киприана не было в Москве в 1380 г., он находился в это время в Киеве. Это не ошибка, а умышленный литературно-публицистический прием: автор изображает дело так, будто все действия великого князя одобрены и благословлены митрополитом всея Руси.
8. Василий Великий — один из «отцов церкви» (IV в. н. э.).
9. ... посла ... Меркуриа ... — Меркурий Кесарийский — византийский святой. Согласно легенде, он был воином и по повелению свыше разбил неприятеля.
10. С. 209 (243). Тихая Сосна — река Сосна, приток Дона.
11. С. 210 (243). Мясопустъ святыа богородица — имеется в виду канун успенского поста (с 1 до 15 августа).
12. С. 210 (244). Успение святыа богородица — 15 августа.
13. С. 211 (244). Память святых мученикъ Флора и Лавра — 18 августа.
14. С. 212 (245). ... крестъ ... на скымах ... — Схима — особое одеяние, надеваемое монахами, принявшими схиму — высшую монашескую степень.
15. С. 213 (246 — 247). ... въ Фроловъскыа врата, и в Никольские, и в Констяньтино-Еленскыа ... — Фроловские — нынешние ворота Кремля; Никольские ворота выходят в сторону Красной площади; Константино-Еленинские ворота в настоящее время заложены.
16. С. 213 (247). ... церковь ... архистратига Михаила ... — В 1380 г. на том месте, где сейчас находится Архангельский собор в Кремле, построенный в 1505 — 1508 гг., стояла каменная церковь, служившая княжеской усыпальницей.
17. С. 214 (247). ... на Брашеву ... — древнерусский городок в Коломенском уделе.
18... Болвановъскою дорогою ... — дорога на Коломну.
19... на Котелъ дорогою ... — дорога на юг, по направлению к Серпухову. Котел — небольшой ручей, впадавший в Москву-реку.
20. С. 214 (248). ... сяде на урундуцЪ ... — Рундук — лавка в виде ларя.
В первой половине VI века хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. Владевший регионом Сасанидский Иран с трудом отражал этот натиск. При шахеХосрове Ануширване (531—579) персы построили знаменитые Дербентские укрепления, которые перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий кочевников. Традиция приписывает Хосрову строительство будущих хазарских городов в Дагестане — Беленджера и Семендера. Оба пункта первоначально являлись центрами одноимённых племён. К Семендеру, возможно, имеет отношение племя забендер, родственное аварам, которые, двигаясь вслед за савирами через Кавказ в 550-е годы[6].
В 562 году савиры были разгромлены Ираном и вместе с частью хазар были переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где был известен под именем «гуннов»[7].
Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 551 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й пол. VI века орбита Западно-Тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.
Объяснение:
1. С. 204 (237). ... поревъновавъ второму Иулиану ... — Флавий Клавдий Юлиан — римский император (361 — 363), возродивший эллинистическое язычество и выступавший с гонениями против христиан. Был прозван за это Отступником.
2. .великого князя Юрья Дмитреевичя убилъ ... — Имеется в виду Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь владимирский, убитый в сражении на реке Сити в марте 1238 г. Отец Юрия Всеволод Юрьевич Большое Гнезда имел второе имя — Дмитрий.
3 Иерусалимъ плЪненъ бысть Титомъ римским и Навходнасором, царемъ вавилонскым ... — Навуходоносор II — царь Нововавилонского государства (605 — 562 гг. до н. э.). В 587 г. захватил Иерусалим и разрушил его. Император Тит в 70 г. н. э., подавляя восстание в Иудее, разрушил Иерусалим.
4 нача глаголати къ ... еулпатом ... — Алпауты — вельможи.
5. С. 205 (238). Ольгордъ Литовский — Ольгерд, великий князь литовский (1345 — 1377). На самом деле с Мамаем заключил союз сын Ольгерда Ягайло. Ольгерд умер в 1377 г., за три года до Куликовской битвы. Он был опасным противником Московского князя; его набеги на Москву делали его имя ненавистным москвичам. Ягайло же ни до этого, ни после не воевал против московского князя. Поэтому, называя союзника Мамая Ольгердом, автор «Сказания» с особой силой подчеркивал могущество московского князя.
6. С. 206 (239). ... казнити свой улусъ ... — Улусом называлась земля, подвластная ордынскому хану.
7. С. 208 (241). Киприан — митрополит всея Руси с 1375 по 1406 г. Киприана не было в Москве в 1380 г., он находился в это время в Киеве. Это не ошибка, а умышленный литературно-публицистический прием: автор изображает дело так, будто все действия великого князя одобрены и благословлены митрополитом всея Руси.
8. Василий Великий — один из «отцов церкви» (IV в. н. э.).
9. ... посла ... Меркуриа ... — Меркурий Кесарийский — византийский святой. Согласно легенде, он был воином и по повелению свыше разбил неприятеля.
10. С. 209 (243). Тихая Сосна — река Сосна, приток Дона.
11. С. 210 (243). Мясопустъ святыа богородица — имеется в виду канун успенского поста (с 1 до 15 августа).
12. С. 210 (244). Успение святыа богородица — 15 августа.
13. С. 211 (244). Память святых мученикъ Флора и Лавра — 18 августа.
14. С. 212 (245). ... крестъ ... на скымах ... — Схима — особое одеяние, надеваемое монахами, принявшими схиму — высшую монашескую степень.
15. С. 213 (246 — 247). ... въ Фроловъскыа врата, и в Никольские, и в Констяньтино-Еленскыа ... — Фроловские — нынешние ворота Кремля; Никольские ворота выходят в сторону Красной площади; Константино-Еленинские ворота в настоящее время заложены.
16. С. 213 (247). ... церковь ... архистратига Михаила ... — В 1380 г. на том месте, где сейчас находится Архангельский собор в Кремле, построенный в 1505 — 1508 гг., стояла каменная церковь, служившая княжеской усыпальницей.
17. С. 214 (247). ... на Брашеву ... — древнерусский городок в Коломенском уделе.
18... Болвановъскою дорогою ... — дорога на Коломну.
19... на Котелъ дорогою ... — дорога на юг, по направлению к Серпухову. Котел — небольшой ручей, впадавший в Москву-реку.
20. С. 214 (248). ... сяде на урундуцЪ ... — Рундук — лавка в виде ларя.